Хищные бактерии вместо хлора: предложен новый способ очистки питьевой воды

Возможно, вскоре хлорирование воды уйдет в прошлое

20 июня 2023Обсудить

Уникальный эксперимент, проведенный в шведском городе Варберге, показал неожиданные результаты — если перестать хлорировать питьевую воду, но хорошо ее отфильтровывать, обеззараживанием воды начинают заниматься безвредные для человека хищные бактерии, уничтожающие другие, болезнетворные, микроорганизмы. Такое открытие сделали микробиологи из Лундского университета (Швеция), статья которых опубликована в журнале npj Clean Water.

Хищные бактерии вместо хлора: предложен новый способ очистки питьевой воды

В питьевую воду в качестве дезинфицирующего средства обычно добавляют низкие концентрации хлора и его соединений. Это эффективно сдерживает рост патогенных бактерий, однако вовсе не безобидно для человеческого здоровья. Есть основания полагать, что употребление хлорированной воды повышает риск рака и врожденных аномалий плода, поэтому ученые заняты поиском альтернативных, более безопасных методов обеззараживания питьевой воды.

Авторы нового исследования в течение нескольких лет следили за бактериальной флорой в питьевой воде и водопроводных трубах Варберга. Дело в том, что в 2020 году там совсем перестали хлорировать воду.

Очистка питьевой воды, как правило,  проводится в несколько этапов — вода проходит через различные фильтры, затем ее облучают ультрафиолетом, а на последнем этапе добавляют хлор или его производные.

В Варберге на водоочистных сооружениях был установлен очень эффективный фильтр с ультрафиолетовым облучением, который почти не пропускал в водопроводную воду патогенные бактерии из природных источников, и от хлорирования было решено отказаться. Но было неясно, как этот шаг отразился на микробиоме — сообществе микроорганизмов, обитающих в воде и внутри водопроводных труб.

Хищные бактерии вместо хлора: предложен новый способ очистки питьевой воды

Исследователи в течение полугода, до отмены хлорирования и после, брали на анализ пробы воды из разных точек водопроводной системы города, а затем повторили этот процесс через год. Оказалось, что прекращение хлорирования вовсе не сделало воду опасной для питья.

Хотя поначалу концентрации определенных видов бактерий в воде выросли, уже спустя три месяца после отмены хлорирования, к удивлению ученых, которые ничего подобного прежде не наблюдали, картина полностью изменилась — в воде резко разрослась колония хищных бактерий рода Bdellovibrio, а количество патогенных бактерий, наоборот, резко упало.

Судя по всему, безвредные для человека хищные бактерии, присутствующие в биопленке, покрывающей изнутри водопроводные трубы, в отсутствие подавляющего их активность хлора «подняли голову» и открыли сезон охоты на другие, гораздо менее безобидные для человека, микроорганизмы, считают исследователи.

Таким образом, при условии хорошей фильтрации и ультрафиолетового облучения, питьевая вода вполне может быть чистой и безопасной и без добавления хлора, полагают ученые.