Каждый за себя: 10 самых эгоистичных детей в мире животных

Несносные дети нередко встречаются среди животных. Иногда в своем стремлении выжить они заходят слишком далеко по человеческим меркам

Самки некоторых видов животных не проявляют должной заботы о своем потомстве, но порой и детеныши млекопитающих, членистоногих и рыб ведут себя не лучшим образом и избавляются от братьев и сестер или даже матери. «Вокруг света» рассказывает о самых «неблагодарных» детенышах в природе.

Черный кружевной ткач

Amaurobius ferox
James Lawson / Alamy via Legion Media

Существует несколько видов пауков, практикующих матрифагию — поедание подрастающим потомством собственной матери. Например, черный кружевной ткач (Amaurobius ferox) откладывает набор трофических яиц, чтобы новорожденное потомство смогло питаться.

Через несколько дней мать начинает общаться со своими детенышами, а они учатся отслеживать ее. Когда паучата находят самку, то запрыгивают к ней на спину, чтобы выпустить яд, вызывающий быструю смерть, и поглотить ее. Поначалу мать пытается уйти, а потом сдается и позволяет паучатам съесть себя.

Пятнистая гиена

У млекопитающих встречается другое явление — каинизм, когда один детеныш убивает другого, из своего же выводка. В 1991 году каинизм впервые был описан среди пятнистых гиен, которые считаются хорошими и заботливыми родителями. А вот их детеныши иногда ведут себя очень жестоко.

Ian Dagnall / Alamy via Legion Media

Чаще всего инициатором конфликтов в выводке становится детеныш, который родился первым — обычно он сильнее. Сразу после рождения он начинается драться с братьями и сестрами. Эти драки заканчиваются либо гибелью других детенышей, либо установлением доминирования. Исследования показывают, что матери продолжают заботиться об оставшихся в живых детенышах — иногда даже более рьяно, чем раньше.

Пустынный паук

Еще один вид пауков, которые избавляются от своей мамы, — Stegodyphus lineatus. В 2015 году израильские ученые опубликовали исследование, в котором описали, как самоотверженно мамы-пауки этого вида выкармливают потомство.

Паук Stegodyphus lineatus
blickwinkel / Alamy via Legion Media

Сначала пауки плетут большую паутину, где появляются детеныши. Первое время мама отрыгивает специальную жидкость, чтобы кормить паучат, — это сок, который служит аналогом материнского молока, а еще он постепенно разрушает органы матери, пока они не перестанут работать. Когда самка остается без сил, пауки вгрызаются в ее тело, доедая остатки.

Ржавая акула-нянька

Среди живородящих акул тоже встречается каинизм, и не менее жестокий — он происходит еще в утробе матери. Пока самка терпеливо вынашивает детенышей, они начинают бороться между собой. В случае ржавой акулы-няньки (Nebrius ferrugineus) это происходит сразу в двух матках.

Janos Rautonen / Alamy via Legion Media

Несколько лет назад ученые выяснили, что эмбрионы могут мигрировать в матке акулы и даже переместиться в соседнюю, чтобы добраться до своих братьев и сестер. Борьба заканчивается тем, что один детеныш (или двое, если им удается объединиться) убивают и поедают всех остальных.

Горбатая уховертка

Уховертки — насекомые, которых многие боятся из-за мифа о том, что они залезают в уши. Но свое название они получили из-за сходства задних крыльев и формы уха человека. Прямой вред уховертка не приносит, но может напугать особенностями своего размножения.

Anechura harmandi
@nature_lover_in_japan / Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)

Так, вид уховерток Anechura harmandi размножается при низких температурах, а самки защищают потомство от врагов и заботятся о нем. В результате детенышам уховертки не хватает питательных веществ, поэтому перед тем, как покинуть гнездо, они нападают на собственную мать и съедают ее.

Египетская цапля

Глядя на эту красивую птицу, сложно представить, что птенцы цапли рождаются крайне жестокими. Обычно самки откладывают от двух до пяти яиц. Птенцы цапли после вылупления из яиц полностью беспомощны, но очень крикливы и агрессивны.

Imagebroker / Alamy via Legion Media

Когда выводок начинает подрастать, то самые сильные птенцы устраивают драки с братьями и сестрами, пока родителей нет поблизости. Чаще всего слабые птенцы в итоге погибают.

Домашняя свинья

Домашние свиньи выглядят очень милыми, но порой и они бывают жестоки. Поросята появляются на свет уже с резцами и клыками и в первые несколько дней после рождения начинают устраивать между собой серьезные драки.

mauritius images GmbH / Alamy via Legion Media

Например, поросята могут грызть друг другу и другим свиньям хвосты и уши, травмировать и даже убивать сородичей. Обычно погибают самые слабые и маленькие поросята. Причинами драк становятся стресс и борьба за пищу и воду.

Лев

В иерархии львиного прайда все члены подчиняются вожаку. Многим известно, что львы-самцы порой убивают чужих львят, чтобы повысить шансы на выживание собственных детенышей. Львов-самцов, стоит им подрасти, изгоняют из прайда.

Netflix/Courtesy Everett Collection via Legion Media

Это происходит из-за того, что лев не терпит конкуренции. Но стоит вожаку ослабнуть, как его власть заканчивается. Молодой лев возвращается, чтобы захватить прайд, после чего он безжалостно убивает вожака или прогоняет его. Старый после изгнания обычно умирает в одиночестве.

Обыкновенная рысь

У рысей детеныши тоже рождаются агрессивными и склонными к жестокости. Обычно котята начинают устраивать драки, когда достигают возраста в 1,5 месяца. Чаще всего это игра, но более чем в половине выводков игры заканчиваются серьезными травмами или гибелью одного из детенышей.

Imagebroker / Alamy via Legion Media

В отличие от многих других матерей, рысь пытается разнять котят и встает на сторону слабого детеныша — мама старается не подпускать к нему агрессора. Но в выводке все равно возникает доминирование, при котором более слабые котята лишаются еды и внимания мамы.

Ложноскорпион

Эти членистоногие широко распространены в природе, но заметить их сложно — обычно они небольших размеров и стараются не показываться на глаза. Свое название ложноскорпион получил благодаря сходству со скорпионом: у него тоже есть хватательные клешни.

Paratemnoides nidificator
José Roberto Peruca, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

У вида ложноскорпиона Paratemnoides nidificator ученые заметили необычные повадки. Когда вылупившемуся потомству не хватает пищи, мать это сразу понимает. Если она не может добыть пропитание, то покидает гнездо. Потомство следует за ней, после чего хватается за конечности самки и начинает кормиться через ее суставы. В конце концов, мать погибает.