Почему сегодня нужны такие постановки как Республика ШКИД? Что может почерпнуть современный зритель из этой истории — и взрослый, и ребенок?
Почему нужны? Потому что, во-первых, дети знакомятся с историей своей страны, во-вторых, с историей человека. И не просто с историей человека, а с историей сверстника. Преодоление сложностей, проблем, трудностей, обретение товарищей, друзей, любви — это всё правда. Это не фантазийная история, а это история — правда, которой действительно случилась 100 лет назад. Это хорошая школа для современного юного зрителя.
Насколько дети-актеры погружаются в исторический контекст пьесы? Беспризорники, события происходили в конце? Считаете ли, что актер должен быть внутри истории, осознавать весь исторический контекст, даже если о нем не говорится напрямую в тексте? Как вы добиваетесь такого погружения со своими актерами?
Вопрос очень сложный. Конечно, они погружаются в историю, они должны прочитать книгу и, конечно, мы беседуем с ними о том времени. Здесь очень важен их детский и современный взгляд.
Мы не делаем фотографическую историю. «Затаскивать» детей, чтобы они прямо говорили как в то время — невозможно. Наши актеры — современные дети из хороших и счастливых семей. В этом и есть сложность постановки музыкального спектакля «Республика ШКИД».
Конечно, мы читаем, смотрим фильмы, я рассказываю им, что было в то время, прошу взрослых ребят читать книги о том времени, как например Булгакова «Собачье сердце», произведение очень близкое к тому времени. Это не просто выучил текст, вышел на сцену, произнес его и всё, нет — это целый процесс постановки, большая работа и погружение в историю, в материал, в психологию человека.
В чем новизна вашего прочтения этой истории? Чем спектакль отличается от фильма? Почему это неправильно — сказать: «А, ладно, не пойду, посмотрю по телевизору».
Конечно, это отличается. Это пьеса, это спектакль, а это фильм. Я вчера сказал ребятам, на нашей репетиции, что отличие фильма от спектакля в том, что мы смотрим уже на зафиксированный результат, а спектакль — это каждый раз живое, каждый раз новое.
Ты можешь остановить фильм в какой-то момент, пойти налить чаю, поговорить по телефону, а потом вернуться и продолжить просмотр. В театре такого сделать нельзя! Театр — это непрерывная история, которая происходит сейчас, вот здесь, в этот самый момент. «Республика ШКИД» — это музыкальный спектакль с танцами, с песнями, с сольными песнями, с ансамблями и с дуэтами.
Если ребенок не хочет смотреть спектакль, взрослый должен поговорить с ним, постараться убедить его посмотреть и пойти с ним вместе. Ходить в театр — это семейное дело. Семейный просмотр очень важен, потому что после семейного просмотра существует семейное обсуждение, это не менее важно, чем просмотр самого спектакля.
О чем в первую очередь эта история? О детях, об их педагоге, еще о чем-то?
Обо всём: о детях, педагогах, о подвиге и о времени. Нельзя сказать, что это история только о замечательном педагоге Сороке-Росинском, прообраз, которого — Викниксор в книге. Конечно, эта история о его подвиге и его понимании детей, но также эта история о каждом ребенке, где каждый разный. Здесь нет главного героя, в том то вся и соль произведения «Республика ШКИД», здесь все герои — главные. У каждого своя линия, у каждого своя история, и эта история нашей страны.
Какие еще книги, подобные «Республика ШКИД», достойны оказаться на сцене — но все еще ждут своего часа?
В нашем театре много планов на будущее. Есть книги, по которым я бы хотел поставить новые спектакли в нашем театре. Например, книга Н. Носова «Незнайка»», есть «Приключение Гекельберри Финна», есть замечательная книга А. Гайдара «На графских развалинах», я очень хочу это, поставить!
Да все великие, детские книжки! Есть замечательная фантастика по произведениям «Фантастика Рея Брэдбери» — это наша следующая постановка, и я надеюсь, что она будет. Хорошая литература всегда достойна быть на сцене, а сцена и театр всегда рад получить в партнеры, в друзья замечательные литературные произведения. Спасибо!