Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Каждый раз живое, каждый раз новое»: зачем ходить в театр всей семьей

Режиссер Александр Федоров о мировых книгах и вечных ценностях

13 декабря 2022Обсудить
«Каждый раз живое, каждый раз новое»: зачем ходить в театр всей семьей
Концертная версия «Республика ШКИД»

Почему сегодня нужны такие постановки как Республика ШКИД? Что может почерпнуть современный зритель из этой истории — и взрослый, и ребенок?

Почему нужны? Потому что, во-первых, дети знакомятся с историей своей страны, во-вторых, с историей человека. И не просто с историей человека, а с историей сверстника. Преодоление сложностей, проблем, трудностей, обретение товарищей, друзей, любви — это всё правда. Это не фантазийная история, а это история — правда, которой  действительно случилась 100 лет назад.  Это хорошая школа для современного юного зрителя.

«Каждый раз живое, каждый раз новое»: зачем ходить в театр всей семьей
Федоров Александр Львович, режиссер, актер, основатель и художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера (ДМТЮА), заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ

Насколько дети-актеры погружаются в исторический контекст пьесы? Беспризорники, события происходили в конце? Считаете ли, что актер должен быть внутри истории, осознавать весь исторический контекст, даже если о нем не говорится напрямую в тексте? Как вы добиваетесь такого погружения со своими актерами?

Вопрос очень сложный. Конечно, они погружаются в историю, они должны прочитать книгу и, конечно, мы беседуем с ними о том времени.  Здесь очень важен их детский и современный взгляд.

Мы не делаем фотографическую историю.  «Затаскивать» детей, чтобы они прямо говорили как в то время — невозможно. Наши актеры — современные дети из хороших и счастливых семей. В этом и есть сложность постановки музыкального спектакля «Республика ШКИД».

Конечно, мы читаем, смотрим фильмы, я рассказываю им, что было в то время, прошу взрослых ребят читать книги о том времени, как например Булгакова «Собачье сердце», произведение очень близкое к тому времени. Это не просто выучил текст, вышел на сцену, произнес его и всё, нет — это целый процесс постановки, большая работа и погружение в историю, в материал, в психологию человека.

«Каждый раз живое, каждый раз новое»: зачем ходить в театр всей семьей
Спектакль «Сон о Дожде»
Источник:
Karavaev Vladislav

В чем новизна вашего прочтения этой истории? Чем спектакль отличается от фильма? Почему это неправильно — сказать: «А, ладно, не пойду, посмотрю по телевизору».

Конечно, это отличается. Это пьеса, это спектакль, а это фильм. Я вчера сказал ребятам, на нашей репетиции, что отличие фильма от спектакля в том, что мы смотрим уже на зафиксированный результат, а спектакль —  это каждый раз живое, каждый раз новое.

Ты можешь остановить фильм в какой-то момент, пойти налить чаю, поговорить по телефону, а потом вернуться и продолжить просмотр. В театре такого сделать нельзя! Театр — это непрерывная история, которая происходит сейчас, вот здесь, в этот самый момент. «Республика ШКИД» — это музыкальный спектакль с танцами, с песнями, с сольными песнями, с ансамблями и с дуэтами.

Если ребенок не хочет смотреть спектакль, взрослый должен поговорить с ним, постараться убедить его посмотреть и пойти с ним вместе. Ходить в театр — это семейное дело. Семейный просмотр очень важен, потому что после семейного просмотра существует семейное обсуждение, это не менее важно, чем просмотр самого спектакля.

«Каждый раз живое, каждый раз новое»: зачем ходить в театр всей семьей
Спектакль «В Детской»

О чем в первую очередь эта история? О детях, об их педагоге, еще о чем-то?

Обо всём: о детях, педагогах, о подвиге и о времени. Нельзя сказать, что это история только о замечательном педагоге Сороке-Росинском, прообраз, которого — Викниксор в книге. Конечно, эта история о его подвиге и его понимании детей, но также эта история о каждом ребенке, где каждый разный. Здесь нет главного героя, в том то вся и соль произведения «Республика ШКИД», здесь все герои — главные. У каждого своя линия, у каждого своя история, и эта история нашей страны.

«Каждый раз живое, каждый раз новое»: зачем ходить в театр всей семьей
Спектакль «Том Сойер»
Источник:
Dmitry Dubinsky

Какие еще книги, подобные «Республика ШКИД», достойны оказаться на сцене — но все еще ждут своего часа?

В нашем театре много планов на будущее. Есть книги, по которым я бы хотел поставить новые спектакли в нашем театре. Например, книга Н. Носова «Незнайка»», есть «Приключение Гекельберри Финна», есть замечательная книга А. Гайдара «На графских развалинах», я очень хочу это, поставить!

Да все великие, детские книжки!  Есть замечательная фантастика по произведениям «Фантастика Рея Брэдбери» — это наша следующая постановка, и я надеюсь, что она будет. Хорошая литература всегда достойна быть на сцене, а сцена и театр всегда рад получить в партнеры, в друзья замечательные литературные произведения. Спасибо!

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения