Каши больше не будет: в Перми нашли способ предотвратить «зимние» ДТП
ДТП на скользкой дороге в Санкт-Петербурге 22 февраля 2018 года
Фото
Eugene Sergeev / Alamy

Специалисты Пермского политехнического университета разработали технологию по укладке дорожного полотна с подогревом. Помимо того, что это более экологичный, эффективный и выгодный способ эксплуатации асфальта, он поможет избежать многочисленных ДТП из-за наледи и снежных наносов на дорогах в зимнее время. Авторы предложили оснащать греющий слой датчиками, которые будут включать и выключать его по необходимости, как теплые полы в квартире.

Автолюбители, даже опытные, знают, как бывает тяжело справиться с управлением машиной зимой — когда на дорогах копится снег, полотно замерзает, от работы уборочной техники могу остаться борозды, на которых машину развернет, и т. д.

С наступлением холодов ситуация меняется в худшую сторону — количество ДТП возрастает, число пробок на дорогах из-за опасного и трудного движения тоже. Использование коммунальными службами химических реагентов наносит вред экологии и при этом не всегда помогает. Каша на дорогах все равно остается, очищенное мокрое полотно покрывается льдом, да еще «полируется» ветром на открытых участках.

Пермские исследователи предложили альтернативный способ решения данных проблем — строить автодороги сразу с подогревом, который будет поддерживать оптимальную температуру. Для этого в асфальт будет включатся дополнительный слой — выглядеть он будет как рулон с нагревателями и сетью датчиков, который просто раскатают и зафиксируют при закладке полотна.

У датчиков двойное назначение:

  • постоянно мониторить текущую температуру и реагировать, когда необходимо «сделать погорячее» или наоборот;

  • быть на связи с метеослужбой, чтобы заранее узнавать о выпадении осадков и быстрее реагировать.

«У этой технологии лишь один минус — высокая стоимость, но дороги при этом будут иметь больший срок службы, ведь постоянное промерзание и оттаивание в течение холодного сезона приводит к образованию трещин и выбоин на асфальте. Кроме того, будет значительная экономия на уборке улиц», — объяснила студентка строительного факультета ПНИПУ Екатерина Соколова.

Потребляемые мощности будут варьироваться в зависимости от температур и задач. Не всегда батареи будут работать. По мнению разработчиков, технология все равно будет более выгодной в долгосрочной перспективе — она уменьшит необходимость использования дорогих химических реагентов, дорожной техники и топлива для нее, рабочей силы от коммунальных служб.

Но главное — теплые дороги снизят количество опасных аварий и пробок. А значит, помогут сохранить жизни и здоровье миллионов людей.

По материалам ПНИПУ.