Кардинально сменили рацион: посмотрите на хищные растения, которые стали унитазами для животных

Чего не сделаешь для выживания!

27 января 2023
robertharding / Alamy

Австралийские ученые обнаружили, что несколько хищных растений из рода кувшиночников (Nepēnthes) кардинально поменяли пищевые привычки: с ловли и поедания насекомых они перешли на переваривание помета мелких животных. И теперь адаптировавшиеся растения преуспевают в жизни, хотя новый рацион и выглядит менее аппетитным.

Большинство представителей рода непентес растут в азиатских тропиках. Хищные привычки позволяют им добывать важные питательные вещества, в том числе азот, которого мало в почве их произрастания. Насекомые-жертвы скатываются по их гладким листьям в кувшин, наполненный пищеварительным раствором, и оказываются в ловушке.

В новом исследовании команда изучала виды малазийской части острова Калимантан, где непентес особенно много, причем многие встречаются на высоте от 2200 метров. Однако, по данным ученых, популяции насекомых — основной добычи этих растений — там как раз сокращаются.

Тупайя
YAY Media AS / Alamy

Предыдущие исследования показали, некоторые из этих растений нашли альтернативные источники азота и наладили «взаимовыгодные отношения» с горными землеройками, тупайями, крысами и даже птицами и летучими мышами. Они привлекают животных своим сладким нектаром или предоставляют свои кувшинчики в качестве апартаментов для ночлега, а взамен получают экскременты, богатые азотом.

В новой работе авторы проанализировали образцы тканей у 10 видов Nepēnthes, чтобы измерить количество ключевого фактора фотосинтеза азота и углерода, полученных растениями.

Аластер Робинсон

«Мы обнаружили, что у видов, которые собирают помет млекопитающих, улавливание азота более чем в два раза выше, чем у других. Теперь мы знаем, что „торговля ресурсами“ с животными более выгодна с точки зрения улавливания питательных веществ, чем ловля насекомых».

Результаты анализов тканей показали, что непентес получали тяжелый изотоп азота 15N в большем количестве, чем соседние нехищные растения, и особенно он был распространен у видов, которые перешли на потребление экскрементов млекопитающих. Разница, по словам авторов, была существенная.

40% видов кувшиночников — больше, чем у любых других плотоядных растений — находятся под угрозой исчезновения. Поэтому полученные данные важны в том числе для защиты непентес. Теперь ученые планируют использовать стратегии выживших, чтобы помочь сохранить другие виды.

Читайте также, зачем некоторые растения обзавелись приятным для людей запахом.