Капсула времени: как ассирийский каменщик запечатал древнюю ДНК для ученых 21 века

Глиняный кирпич из Месопотамии полвека пылился в датском музее, а когда он треснул, археологи сделали открытие

23 августа 2023
Исследованный кусок представляет собой обломок древнего кирпича, выделенный на фото желтой рамкой.
Nature Scientific Reports

Группа исследователей из Оксфорда (Великобритания) и двух датских университетов — Копенгагенского и Ольборгского, смогла извлечь и секвенировать ДНК, которой почти 3000 лет, из глиняного кирпича времен древнемесопотамского государства Ассирия (север современного Ирака). Анализ выявил 34 группы уникальных растений, которые культивировались той цивилизацией. По словам ученых, это новаторское открытие — образцы древней ДНК эффективно защищаются от загрязнений внутри массы глины и грязи. Результаты исследования опубликованы в Nature Scientific Reports.

«Собственность дворца»

Подобная субстанция встречается практически при всех археологических раскопках, значит, в ней можно добывать древнюю ДНК не только флоры, но и животных, включая людей. Масса глины, как выяснилось, может работать своеобразной капсулой времени.

Древний глиняный кирпич, найденный во дворце царя Ашурнасирпала II (883–859 годы до нашей эры), был подарен Национальному музею Дании за участие датчан в раскопках на территории месопотамского города Калху (известного также как Нимруд) в современном Ираке. Дворец строился с 879 года до нашей эры, а клинописная надпись на самом кирпиче (на вымершем аккадском языке) гласит, что это «собственность дворца Ашурнасирпала, царя Ассирии», еще более сужает его датировку: с точностью до десятилетия он относится к 879–869 годам до нашей эры.

Уже в 2020-х, спустя 60 лет после того, как попал в Данию, во время оцифровки артефактов, хрупкий кирпич треснул. Кроме сожалений, это вызвало еще и научный интерес — специалисты смогли взять образцы из самой сердцевины реликвии для исследования. Решено было изучить их с помощью недавно разработанных методов секвенирования древней ДНК, которых еще не было 1958 году, когда кирпич прибыл в Данию. Подобным методом сегодня извлекают ДНК из таких пористых материалов, как кости.

Месопотамский кирпич с другого ракурса, цифрами показаны места на поверхности разлома, откуда ученые взяли пробы.
Nature Scientific Reports

Без обжига

Ученым удалось распознать 34 разных таксономических групп растений, самыми распространенными оказались капуста и вереск. Также в Ассирии 2900 лет назад росли представители березовых, лавровых, зонтичных (гления прибрежная) и разновидность пшеницы Triticeae. К работе присоединились ассириологи и биологи, которые сравнили новые данные с записями из Ирака и описаниями древних растений Месопотамии.

По признанию авторов исследования, они были очень взволнованы тем, что «чистую» древнюю ДНК оказалось возможно извлечь из глины спустя 2900 лет. Тогда древний каменщик изготовил тот самый кирпич из смеси глины и грязи, собранной на берегах Тигра возле города Калху, где строился новый дворец его царя. Он смешал материал с мякиной, соломой, пометом животных и оставил сушиться на солнце — такой метод, без обжига, помог сохранить нетронутым генетический материал глубоко внутри. Вряд ли рабочий мог предположить, что «запечатывает» уникальные данные для ученых будущего.

Троэльс Арболл

«Кирпич служит временной капсулой биоразнообразия, содержащей информацию об одном месте и его окрестностях. В этом случае данные предоставляют исследователям уникальный доступ к жизни древних ассирийцев».

Хотя в данной работе описано только ДНК растений, авторы говорят, что один кирпичик лишь показал новые возможности исследования, а применять их можно будет ко множеству археологических источников. В любом месте и периоде при раскопках из глины можно будет идентифицировать не только флору, но и фауну, включая позвоночных и беспозвоночных животных. И зачастую эти материалы можно будет точно датировать. Открытие позволит намного больше узнать об исчезнувших цивилизациях и понять, как много видов утрачено за тысячи лет.