Калифорнийские кондоры удивили ученых

Оказалось, что самки этих птиц способны обзаводиться потомством без самцов

6 ноября 2021

В 1980-х годах популяция калифорнийских кондоров снизилась до 22 особей, и с тех пор ученые проводят программу разведения птиц в неволе, которая продолжается до сих пор.

Калифорнийские кондоры удивили ученых
GH Photos / Alamy

Недавно специалисты зоопарка Сан-Диего изучали генетические данные птиц, собранные за последние годы, и обнаружили кое-что странное. Два птенца не имели генетического вклада ни от одного самца, участвовавшего в программе разведения.

«Это действительно удивительное открытие. Мы не искали доказательств партеногенеза, это оказалось для нас полной неожиданностью», — рассказал один из авторов исследования Оливер Райдер (Oliver Ryder).

Партеногенез — это тип размножения, при котором эмбрион может развиться из женской яйцеклетки без сперматозоида. Такой тип размножения встречается у беспозвоночных, а также у некоторых рыб, земноводных и пресмыкающихся. В редких случая партеногенез регистрировался у домашних кур и индеек, а также голубей, однако птенцы погибали до появления из яйца.

Два самца калифорнийских кондоров смогли не только вылупиться, но и прожить несколько лет. Первый из них, известный под номером SB260, прожил два года и умер в 2003 году, вероятно, от недоедания. Второго, SB517, оставили в неволе, поскольку он изначально был довольно слабым. В 2017 году, в возрасте почти восьми лет, он умер от инфекции. Любопытно, что пока кондоры были живы, никто не заподозрил, что они появились на свет в результате «непорочного зачатия».

Использованы материалы Smithsonian Magazine