Какое мясо вреднее для планеты, настоящее или «из пробирки»? Разбирались ученые из Калифорнии

Экологи замерили выбросы и пришли к неожиданным выводам

18 мая 2023
Legion Media

Группа исследователей из Калифорнийского университета в Дэвисе обнаружила, что искусственно выращиваемое мясо наносит гораздо больший вред окружающей среде, чем обычная говядина. Хотя разрабатывали эти продукты, наоборот, чтобы уменьшить опасные последствия. По выводам ученых, в процессе производства культивируемого мяса выделяется в 4-25 раз больше парниковых газов, которые воздействуют на глобальное потепление.

За последние 60 лет производство мяса в мире выросло с 70 до 337 млн тонн в год. А к 2050 году мировой спрос увеличится вдвое. Так как на животноводство приходится около 18% всех антропогенных выбросов парниковых газов, то такой рост вызывает опасения. Причем один из основных источников — метан, который выделяют коровы.

Поэтому были предложены другие способы выращивать мясо, менее вредные, чем привычное разведение. Преимущества мяса «в пробирках» — это и отсутствие пастбищ, что сохраняло бы леса и решило бы проблему с затратами воды и других ресурсов.

Одной из «более экологически устойчивых альтернатив», стало мясо на клеточной основе животного происхождения — Animal Cell-Based Meat (ACBM). Для его получения берут, например, плюрипотентные стволовые клетки, то есть способные реализовывать несколько вариантов дальнейшего развития. И выращивают их путем размножения делением в биореакторах промышленного масштаба.

Сейчас компании, создающие ACBM, расширяют производство. Однако, по данным авторов нового исследования, затраты ресурсов и выбросы от сегодняшних методов производства ACBM до сих пор никто не оценивал.

Команда в своей работе оценила производство искусственного мяса от самого начала культивирования до момента выпуска. В том числе учитывали использование питательных сред, очищенных и не очищенных, необходимых для выращивания клеток. И сравнивали Потенциал глобального потепления (ПГП), то есть степень воздействия парниковыми газами на глобальное потепление у данного продукта и «естественного».

«ПГП для всех сценариев ACBM (от 19,2 до 1508 кг СО2е на килограмм) был выше ПГП для розничной говядины (9,6 кг СО2е на кг). Без очистки компонентов питательной среды ПГП примерно на 25% превышает ПГП говядины для розничной продажи», — говорится в результатах исследования, опубликованного на сервере препринтов biorxiv.

Хотя работа еще не прошла рецензирование, авторы уверены, что производство искусственного мяса наносит больший урон планете и увеличивает глобальное потепление, чем получение обычной говядины. А если в процессе используется высокоочищенная питательная среда для клеток, это может быть сравнимо с затратами фармацевтической промышленности.