Как животные определяют, какой пол главнее? Отвечают немецкие зоологи

Почему иногда самцы дерутся за внимание самок, а иногда — наоборот?

5 декабря 2022
Как животные определяют, какой пол главнее? Отвечают немецкие зоологи
Comedywildlifephoto

Самки и самцы отличаются не только по своей анатомии, физиологии и поведению, но и по своим половым ролям. Если самки ведут себя более придирчиво, чем самцы, выбирая пару, а самцы дерутся за самок, считается, что речь идет о традиционных половых ролях.

Но бывает наоборот — самки конкурируют за самцов, а те привередничают. Случаются и иные вариации. До сих пор ученые не понимали, от чего зависит тот или иной сценарий поведения.

Команда исследователей под руководством Петера Каппелера из Немецкого центра по изучению приматов тщательно изучила публикации, посвященные половым ролям, и пришла к выводу: поведение зависит от того, каких особей больше, самок или самцов.

Если самок больше, они конкурируют за самцов и берут заботу о потомстве на себя, а если преобладают самцы, то все происходит наоборот. Об этом говорится в статье зоологов, опубликованной в журнале Biological Reviews.

Обычно соотношение полов в популяции вовсе не составляет 50:50, как того можно было бы ожидать. В природе этот показатель значительно отличается от одного вида к другому. Например, у некоторых морских ракообразных доля самцов составляет менее одного процента, а среди некоторых видов птиц к мужскому полу относится до 90% популяции.

Так, у шпорцевых кукушек самцов гораздо больше, чем самок. Поэтому самцы активно дерутся за возможность спаривания, а потом заботятся о потомстве.

У некоторых видов пол потомства не задан генетически, а определяется в зависимости от температуры окружающей среды. В условиях потепления климата таким видам грозит особенная опасность из-за экстремальной разницы в соотношении полов.

К примеру, из-за потепления климата в Европе у обитающих там живородящих ящериц начало рождаться слишком много самцов. Это привело к резкому сокращению популяции, так как и без того немногочисленные самки гибнут из-за сексуальной агрессии со стороны самцов.