Чует опухоль: в Мичигане научились диагностировать рак с помощью саранчи

Насекомое настроили на улавливание запаха болезни

28 июня 2022
Чует опухоль: в Мичигане научились диагностировать рак с помощью саранчи
Ann and Steve Toon / Alamy

Группа исследователей из Мичиганского государственного университета нашла необычный способ диагностики рака — с помощью саранчи. Их работа еще не прошла рецензирование, но тезисы уже разместили на сайте препринтов bioRxiv.

Ранее была известна способность некоторых животных, например собак, улавливать с помощью обоняния специфические химические вещества, которые выделяются с потом или дыханием человека.

Так, собаки могли «учуять» больных COVID-19. Однако медицинская подготовка друзей человека требует серьезных усилий и затрат. Поэтому исследователи бросили себе вызов — можно ли решить эту задачу более эффективным путем, используя другое живое существо, обладающее не менее острым обонянием? А именно — саранчу.

Саранча — крупный «тропический брат» кузнечика. Кроме продолговатого тела и мощных ног, у нее есть большие усики, которые насекомое использует для обнаружения химических изменений в воздухе. Эту способность и попытались использовать исследователи, вживив в мозг саранчи электроды, записывающие электронные сигналы от усиков.

Пока это единственный случай, когда для диагностики рака ученые обратились к услугам насекомых. Для эксперимента исследователи вырастили три типа раковых клеток, а также один образец здоровых. Затем «мини-киборгов» поместили в специальное устройство, улавливающее газ выделяемых клеток. Выяснилось, что мозг насекомого по-разному реагировал на все четыре образца.

В ходе эксперимента ученые взяли записи электрической активности мозга нескольких особей и суммировали полученные ответы. Для получения четких результатов ученым потребовались данные 40 нейронов мозга от десятка насекомых.

В дальнейшем авторы работы надеются использовать электроды, которые могут записывать показатели большего числа нейронов от одной особи. Это поможет ученым сделать устройство портативным и использовать в реальной диагностике.