Как пыль становится жизнью: ученые исследовали самый холодный лед во Вселенной

В глубине межзвездного облака Хамелеон-1 нашли то, что может стать обитаемой планетой

26 января 2023
Как пыль становится жизнью: ученые исследовали самый холодный лед во Вселенной
Телескоп «Джеймс Уэбб»
Alejandro Miranda / Alamy

Международная команда, исследующая данные телескопа «Джеймс Уэбб», проанализировала самый холодный лед в доступной нам Вселенной — он находится в глубине межзвездного облака Хамелеон-1. Как показали наблюдения, в нем есть так называемые строительные блоки жизни — коктейль из молекул для появления обитаемых миров.

Молекулярные облака состоят из замерзших молекул, газов и частиц пыли. Их называют звездной колыбелью, если там могут сформироваться звезды и планеты, в том числе потенциально обитаемые. Новое исследование с помощью инфракрасной камеры «Джеймса Уэбба» установило, что внутри Хамелеона-1, расположенного примерно в 500 световых годах от Земли, температура составляет -263 градуса по Цельсию. Это самый низкий показатель из известных.

Чтобы опознать молекулы внутри него, использовали свет от звезд позади облака: сначала зафиксировали, каким способом он поглощается пылью и молекулами, а затем сравнили полученные данные с известными моделями поглощения.

В первую очередь ученые обнаружили там карбонилсодержащую серу, аммиак, метан, метанол — по словам экспертов, это будущие компоненты ядра растущей звезды или экзопланеты. А также углерод, кислород, водород, азот и серу — те самые строительные блоки для обитаемых миров.

Мелисса МакКлюр

«Наши результаты дают представление о начальной, темной химической стадии образования льда на межзвездных пылинках, которые вырастут в камешки сантиметрового размера, а из них уже формируются планеты».

Команда нашла и более сложные молекулы, которые пока не могут идентифицировать.

За миллионы лет существования такого облака, как поясняют специалисты, его содержимое нагревается, превращаясь в ядра молодых небесных тел. Поглощая все больше материала, они становятся горячее. После образования звезды остатки газа и пыли создают вокруг нее диск, в котором продолжается процесс сталкивания материи и могут появиться другие крупные тела. Они могут стать планетами и сформировать систему вокруг звезды, подобную нашей Солнечной.

Наблюдения телескопа «Джеймс Уэбб», которые сейчас ученые только изучают, становятся первыми окнами, которые позволяют заглянуть в процессы образования строительных блоков для возникновения жизни во Вселенной. Для астробиологов это уникальная возможность увидеть, как лед и пыль могут эволюционировать до планет, пригодных для обитания.