Астрономы нашли «зефирную планету». Рассказываем, как она поможет искать внеземную жизнь

Уникальное космическое тело

23 октября 2022
«Зефирная» планета и красный карлик в представлении художника
NOIRLab/NSF/AURA/J. da Silva/Spaceengine/M. Zamani

Астрономы НАСА обнаружили экзопланету-гигант, похожую на Юпитер. Из всех когда-либо найденных вокруг у нее самая низкая плотность — по оценкам ученых, сравнимая с зефиром. Поэтому новый мир уже окрестили пушистым и воздушным.

Чем уникальна «зефирная» планета?

При изучении с телескопов выяснилось, что планета TOI-3757b движется по орбите вокруг тусклой и холодной звезды (красного карлика М).

Красные карлики — не только самые маленькие звезды Млечного пути, но также самые многочисленные и живучие. Они составляют 73% всех звезд галактики. То, что они «горят» медленнее и не такие горячие, увеличивает их продолжительность жизни до нескольких триллионов лет.

Такое количество и долголетие могло бы означать, что теперь мы имеем намного больше миров, где теоретически может возникнуть жизнь.

Однако красные карлики также одновременно холодны и активны — они выбрасывают мощные вспышки, которые способны лишить планеты на близкой орбите атмосферы. А на далеких орбитах они будут просто слишком холодны для жизни.

Поэтому звездные системы карликов до сих пор считались непригодными для формирования таких «нежных» планет с атмосферой — ключевым условием для процветания жизни. Новое открытие меняет прежние представления — это первая газовая планета-гигант, столь близкая к карлику.

Характеристики TOI-3757b:

• масса — в 85 раз тяжелее Земли;

• средняя плотность — 0,27 г/см3 (это в 20 раз меньше, чем у нашей планеты);

• расстояние от Земли — 580 световых лет.

Шабхам Канодиа

«Это очень „воздушная“ экзопланета — настолько „пушистая“, что непонятно, как она могла сформироваться так близко к своей звезде: она совершает один оборот за 3,43 дня».

Почему «зефирная» планета так близка к своей звезде?

Причина № 1. Газовые гиганты обычно имеют массивное каменистое ядро (в несколько раз тяжелее Земли), которое быстро собирает вокруг себя большое количество газа. У данного красного карлика содержание тяжелых элементов меньше среднего, что могло привести к более медленному формированию ядра планеты в его системе. Поэтому, накопление газа задерживалось, что повлияло на плотность.

Причина № 2. Орбита TOI-3757b выглядит слегка эллиптической, то есть расстояние планеты от звезды меняется по мере движения. Когда она приближается, то атмосфера может нагреваться и расширяться.

Ученые смогут подтвердить или опровергнуть эти версии в ближайшем будущем с помощью телескопа «Джеймс Уэбб».

Но уже очевидно, что благодаря новому «зефирному» миру у нас может появиться на 73% больше кандидатов для поиска жизни. Для этого потребуется обнаружить новые цели вокруг красных карликов, охарактеризовать их атмосферы и состав. Каменистые миры могут оказаться пригодны для обитания.