Как определить, нуждается ли растение в обрезке? Энциклопедия садовода

Для чего нужна обрезка, как и когда ее проводить по всем правилам

7 апреля 2023
Zoonar / Legion media

Для чего нужна обрезка?

Обрезкой можно усилить рост и  ветвление, или заставить растение цвести и плодоносить, или придать ему необычный вид, а можно просто лучше проявить его природные достоинства. Не  последнюю роль играет обрезка в защите растений от болезней и вредителей.

К плодовым растениям у  нас есть требования еще и потребительского характера — урожай: его наличие, регулярность, количество и качество. Во многих случаях такие проблемы позволяют решать именно обрезка и специальная формировка. Разумеется, это касается в  основном деревьев и  кустарников.

Чаще всего понятие обрезки применяют к древесным растениям, для которых она является важной составной частью формирования целесообразно развитой кроны.

Древесные растения — многолетние, весьма долговечные растения с прочными одревесневающими стеблями и корнями. Длительность их жизни исчисляется десятками и сотнями лет. Надземная часть древесных растений не подвержена сезонному отмиранию.

Главные цели обрезки

• Здоровье и  долголетие растений  — санитарная и омолаживающая обрезки, которые применяют для всех растений, независимо от их роли в саду. При этом если санитарная обрезка является обязательной составляющей комплексного ухода, то вопрос о необходимости омолаживания каждого отдельного растения решается индивидуально.

• Высокий и  регулярный урожай  — обрезка на плодоношение, обеспечивающая образование оптимального количества плодов высокого качества. Для ее грамотного выполнения необходимо понимать, как развиваются и  плодоносят конкретные растения.

• Максимум декоративности  — обильное цветение, эффектные листья, красивые побеги, улучшенные и искусственные формы крон — все это достигается разнообразными способами, от самых простых до изощренных.

Регулярная обрезка не  требует больших усилий и временных затрат: в основном она распространяется на побеги и однолетние ветки. Исправляя запущенные растения, которые никогда не обрезали или обрезали, да бросили, приходится спиливать гору сучьев, а иногда удалять даже целые стволы.

Как определить, нуждается ли растение в обрезке?

Первая оценка всегда общечеловеческая — «нравится — не нравится». Между прочим, если нет претензий, зачем что-то отрезать? Вполне можно оставить все как есть, и  перейти с  этим же вопросом к следующему растению.

Правда, замечено, что по мере накопления опыта нравится все меньше, и  все больше находится недостатков. Тем не менее, явные дефекты — сухие или поломанные ветки, трущиеся друг о друга сучья и т. п. — заметит каждый.

Итак, если не нравится, подумаем, можно ли исправить это обрезкой. Нет ли у  растения причин выглядеть неудовлетворительно? Может, оно посажено в неподходящем месте, или ему не хватает влаги и питательных веществ? А может, наоборот, оно залито и перекормлено? Или оно вообще больное?

Если растение ослаблено из-за неправильного ухода, обрезка может причинить ему еще больший вред. Сначала следует исправить ошибки агротехники, а потом уж думать, что отрезать.

А бывает и так, что растение уже в отличной форме, но нам хочется, чтобы оно выглядело сногсшибательно. Тоже, кстати, повод для обрезки.

Но если, к  примеру, ваши взрослые яблони исправно плодоносят и  не имеют видимых изъянов, а вы не очень хорошо представляете себе, что, зачем и как нужно обрезать, то, пожалуй, брать в руки секатор не стоит. И формировку делать наугад, не видя конечной цели, тоже не следует.

Ведь обрезка — прием радикальный — отрезанное назад не вернуть, и последствий не избежать. Поэтому, приступая к обрезке, необходимо четко представлять, для чего делается каждый срез. Если такого понимания нет, лучше воздержаться от обрезки вообще.

Влияние возрастных периодов на характер обрезки растений

Растения различаются не только внешним обликом. Они еще обладают так называемыми биологическими особенностями, из которых нам наиболее важен характер их роста и развития. В зависимости от этих особенностей принципиальный подход к  обрезке может различаться с точностью до наоборот. Или совсем чутьчуть, но все же придется это учитывать. В то же время сходные растения обрезают практически одинаково.

Рост растения — это количественное увеличение его размеров.

Развитие растения — это качественное изменение его структуры и функций в течение жизни.

В течение жизни древесные растения проходят через несколько последовательных этапов развития, которые обобщенно можно охарактеризовать как:

• Этап роста — «молодость»

• Этап плодоношения — «зрелость»

• Этап усыхания — «старость»

По мере того как растение развивается, меняется и подход к его обрезке.

Молодость — это этап, в течение которого сеянец, укорененный или привитый черенок приобретает форму и размер взрослого растения. На этом этапе преобладает рост, и  растения наращивают вегетативную массу.

Молодые, активно растущие растения формируют ветви, придавая им желаемые направление и характер роста. От того, насколько хорошо будет сформировано растение в молодости, во многом будет зависеть его дальнейшая судьба. Усилия, затраченные на формировку, окупятся значительным упрощением последующего ухода.

Зрелость — это этап, когда дерево достигло характерных для него формы и размера и регулярно плодоносит. Рост постепенно ослабевает, понемногу начинается усыхание, но эти процессы уравновешены друг с другом. У взрослых растений, цветущих и плодоносящих, поддерживают их форму, прореживают крону, регулируют соотношение роста и плодоношения.

Старость — это этап, когда усыхание и  отмирание сучьев усиливается. Рост ослабевает и происходит преимущественно за счет побегов из спящих почек (волчковых). Стареющие растения частично или полностью омолаживают, стимулируя появление сильных приростов, на которых формируют новую крону.

В плодоводстве принято выделять целых девять возрастных периодов, уже с учетом промежуточных состояний развития растений от возникновения до отмирания.

Четких границ между этими этапами не существует, переходы между ними плавные. Так же на практике не бывает и четкого разделения видов обрезки. Они выполняются комплексно, и можно говорить только о  преобладании какого-либо из них в  определенный период жизни растения.

Санитарная обрезка применяется по необходимости в любое время. При этом, если санитарная обрезка является обязательной составляющей комплексного ухода, то вопрос о необходимости омолаживания каждого отдельного растения решается индивидуально.

Сроки обрезки

По времени проведения различают два вида обрезки — зимнюю и летнюю. Зимняя и летняя обрезка не заменяют, а дополняют друг друга. Задачи, решаемые ими, различаются иногда не сильно, а иногда и кардинально. Например, обрезка, проводимая до распускания почек, стимулирует рост, а летняя, наоборот, ослабляет.

Зимняя обрезка

Под зимней обрезкой подразумевается всякая обрезка, проводимая с  момента листопада до распускания новых листьев на растении, то есть, когда оно находится в  состоянии покоя.

Интересно, что календарная зима в  Средней полосе и  севернее как раз наименее подходящее для обрезки время. Замерзшая древесина становится хрупкой, хуже режется, раны дольше не зарастают, а замерзший обрезчик работает неэффективно.

Image Source / Frank Van Delft / Legion Media

Основную часть таких работ проводят весной до набухания почек у обрезаемых растений, некоторые  — осенью до наступления морозов. В результате получается, что в регионах с морозными зимами вместо одной зимней будут две  — весенняя и осенняя обрезки.

Задачи у  них примерно одинаковые, но выбор растений и приемов обрезки отличается.

Общая идея такова — осенью можно обрезать те растения, у которых срезы будут располагаться ниже высоты снежного покрова. Под снегом срезы не подмерзнут. Именно подмерзания срезов мы стараемся избежать, выбирая для обрезки погоду с низкими, но все же положительными температурами.

По этой же причине всякие операции в  верхней части кроны желательно делать весной, когда дело идет к потеплению. Особенно это касается точных срезов на однолетней древесине.

В итоге получается, что весной мы обрезаем деревья и  крупные древовидные кустарники. Осенью мы обрабатываем ягодные и  декоративные кустарники, но не потому, что так лучше, а по причине удобства. Это связано с тем, что срезы на них обычно делают очень низко, по возможности ниже уровня почвы.

Это непросто, когда основание куста прикрыто снегом. К  тому же, все весенние работы в саду отличаются повышенной срочностью. Но если весной времени хватает, то можно обрезать их в тот короткий промежуток времени, когда снег уже сошел, но почки еще в покое.

Начинаем весеннюю обрезку со взрослых деревьев и крупных кустарников. В первую очередь удаляем большие ветви и обрабатываем внутреннюю часть кроны. Затем завершаем все операции по формировке молодых саженцев.

После этого переходим к  тонкой работе на периферии кроны взрослых растений. Все укорачивания однолетних приростов лучше делать, когда установится безморозная погода. Если же есть основания считать растение подмерзшим, обрезаем его в последнюю очередь, когда почки начнут набухать, и будет хорошо видна граница между живой и обмерзшей древесиной.

Весеннюю обрезку нужно закончить до начала активного сокодвижения у растений или хотя бы до полного набухания почек. Если почки уже зазеленели, и показался конус листьев, от обрезки деревьев и кустов с развитой кроной лучше отказаться.

Вытаскивая из нее срезанные ветви, вы смахнете на землю множество будущих побегов — прорастающие почки очень уязвимы и  отваливаются при малейшем прикосновении. Если в кроне есть ветви, которые совершенно необходимо убрать в текущем сезоне, а сроки поджимают, подождите, пока новые приросты начнут одревесневать и будут прочно держаться на месте.

Летняя обрезка

Так называемая летняя обрезка проводится во время вегетационного периода, когда растение активно. В основном, говоря о летней обрезке, имеют в виду, что воздействие оказывается на еще не одревесневшие части растений.

Тем не менее, «летом» можно резать все то же самое, что и «зимой», но результат будет несколько отличаться. Это явление выгодно используют, определяя сроки обрезки.

Зимняя и летняя обрезка не заменяют, а дополняют друг друга. Задачи, решаемые ими, различаются некоторыми нюансами, а иногда и кардинально. Например, обрезка, проводимая до распускания почек, стимулирует рост, а летняя, наоборот, ослабляет.

Самое сложное  — это летняя обрезка плодовых деревьев. То, что не успели обрезать до начала сокодвижения, сейчас трогать уже нежелательно, придется ждать следующего сезона.

Pixtal / Legion Media

Специфическую летнюю обрезку на плодоношение стоит делать только в  том случае, если очень хорошо представлять, как и  для чего отрезаем ту или иную часть. Здесь важно помнить правило «не навреди». В первую очередь это относится к укорачиваниям, а, точнее, прищипке побегов.

В то же время в течение вегетационного периода удобно и полезно выламывать молодые побеги, растущие там, где не  следует. Например, бесперспективные загущающие побеги внутри кроны, волчки или молодые ветви в зоне штамба.

Ранки после выломки затягиваются быстро и  безболезненно для растения, при этом еще и не расходуются пластические вещества на развитие ненужных побегов, которые все равно впоследствии были бы вырезаны.

Кроме того, летом легко изменить направление роста побегов, пока они еще окончательно не одревеснели. Это бывает важно при формировке саженцев.

Но есть и растения, для которых лето — самое подходящее время обрезки. Это некоторые декоративные кустарники, у которых цветочные почки располагаются на прошлогодних приростах, из-за чего зимняя обрезка им противопоказана.

Отдельные приемы обрезки, призванные решать конкретные задачи, приурочивают по срокам к определенным состояниям растения, например, покой, набухание почек, окончание роста побегов и т. д.

Календарные сроки служат только ориентиром, поскольку климатические, погодные и некоторые другие внешние причины оказывают заметное влияние на сезонное развитие растений.

Вегетация — состояние активной жизнедеятельности растения, когда оно растет и развивается.

Рекомендуемые календарные сроки обрезки
для средней полосы РФ:

Как определить, нуждается ли растение в обрезке? Энциклопедия садовода
из книги Ирины Окуневой «Энциклопедия садовой обрезки»

Поскольку погода часто вносит свои коррективы в  планы садовода, вполне реальна такая ситуация, что сроки будут сильно поджимать. Поэтому к обрезке лучше подготовиться заранее — проверить наличие инструментов и  приспособлений, привести их в рабочее состояние.

Отрывок из книги Ирины Окуневой «Энциклопедия садовой обрезки». М.: Издательство АСТ, 2023.

Как понять, что растение нуждается в обрезке? Как выбрать режущие инструменты и приспособления? С чего начать обрезку зимой и летом? Как правильно обрезать деревья, кустарники и травянистые растения, в чем разница?

С книгой «Энциклопедия садовой обрезки» вы узнаете, как ухаживать за зелеными обитателями вашего участка так, чтобы они росли и радовали глаз круглый год! Руководство написано простым языком, удобно разделено на блоки и содержит подробные инструкции по обрезке для садоводов-любителей.

Реклама. book24.ru