Как люди теряют зрение из-за стресса: новое исследование с тревожными выводами

Ученые описали механизм воздействия сильных переживаний на сетчатку глаз

17 января 2023
Как люди теряют зрение из-за стресса: новое исследование с тревожными выводами
Эдип тоже, можно сказать, лишился зрения из-за сильных переживаний, пусть и добровольно. Кадр из фильма Пьера Паоло Пазолини «Царь Эдип» (1967 г.)
LANDMARK MEDIA / Alamy

Специалисты из Калифорнийского университета в Ирвине показали, что повторяющийся стресс вызывает изменения в сетчатке глаз, схожие с теми, которые появляются при естественном старении. Регулярные нервные переживания приводят к скачкам внутриглазного давления (DUL) и затем к снижению остроты зрения, атрофии зрительного нерва и развитию глаукомы.

Различные стрессы, перенапряжение нервной системы, гипертония, мигрень, конъюнктивит и другие воспалительные заболевания глаз — все это называется среди основных причин повышения внутриглазного давления. А оно, в свою очередь, является фактором или основным признаком развития таких патологий глаз, как глаукома с типичными дефектами зрения, вплоть до полной его потери.

При этом глаукому принято считать болезнью пожилых людей — они наиболее подвержены повышению ВГД вследствие естественного процесса старения. Предыдущие исследования показали, что он затрагивает все клетки, в том числе в глазах приводит к гибели ганглиозных клеток сетчатки и развитию группы невропатий — глаукоме.

В новой работе команда сравнила реакцию молодого и пожилого организмов на повышение ВГД на примере 3-месячных и 18-месячных мышей. Предполагалось, что скачки внутриглазного давления вызывают негативные последствия только у пожилых мышей.

Однако когда ученые подвергли молодежь повторному стрессу незначительного повышения ВГД, оказалось, что оно повлияло на уровни экспрессии генов, отвечающих за реакцию на стресс. 3-месячным животным повышли ВГД на 30 мм рт. ст. в течение часа 4 раза каждые 2 недели.

Анализ РНК-секвенирования сетчатки по результатам эксперимента показал, что более 1000 генов отреагировали, были активированы пути воспалительных реакций, апоптоза (программируемой клеточной гибели) и репарации (исправления) ДНК. Все эти признаки схожи с теми, что появились в сетчатке 18-месячных пожилых мышей при однократном повышении ВГД.

«Повторяющийся стресс на молодую ткань сетчатки может вызвать изменения в ее способности реагировать на стресс, что делает ее транскрипционно похожей на состарившуюся сетчатку. Множественные случаи повышения давления вызывают старение молодой сетчатки», — пишут ученые в исследовании, опубликованном в журнале Aging Cell.

При этом изменения у молодых приобретаются накопительным образом, после нескольких случаев стресса.

Важность открытия в том, что оно дает «окно возможностей» — показывает важность ранней диагностики, позволяя вовремя обнаруживать заболевания глаз.