Биологи обнаружили «стоп-цвета» для комаров

Открытие поможет лучше защищаться от назойливых насекомых и учесть новые данные в создании репеллентов

5 февраля 2022

Ученые из Вашингтонского университета выяснили, что комары обычных видов летят в сторону определенных цветов: красного, оранжевого и черного. Все они относятся к длинноволновому спектру. При этом игнорируют другие цвета — такие как зеленый, фиолетовый, синий и белый. Исследование опубликовано в Nature Communications

Биологи обнаружили «стоп-цвета» для комаров
Kiley Riffell

Результаты описывают, как комары находят кандидатов для укуса: важно, что сначала они чувствуют запах выдыхаемого животным или человеком углекислого газа (CO2), а затем начинают «искать глазами». Биологи не знают, видят ли комары цвета так, как мы, но они точно их распознают. Причем кожа человека, независимо от пигментации, также излучает длинноволновой сигнал в красно-оранжевом диапазоне.

«Представьте, что вы идете по тротуару и чувствуете запах выпечки», — объясняет Джеффри Риффелл, профессор биологии Университета Вашингтона: «Вероятно, это признак того, что поблизости есть пекарня и вы можете начать искать ее. Мы изучили, какие визуальные элементы ищут комары, когда почувствуют запах «своей версии пекарни».

Наблюдали за комарами в миниатюрных тестовых камерах: насекомым показывали точки разных цветов или «вкусную» руку исследователя. Без какого-либо запаха комары игнорировали все цвета. После распыления в камере CO2 они продолжали игнорировать точки зеленого, синего или фиолетового цвета. Но если маркер был красным, оранжевым или черным, то комары стремительно летели к нему, также как к человеческой руке. Но если подопытный надевал зеленую перчатку, насекомые переставали его замечать.

«Раньше я говорил, что комаров привлекают три основных признака: ваше дыхание, пот и температура кожи. В этом исследовании мы обнаружили четвертый признак: красный цвет, который можно найти не только на одежде, он также присутствует в коже каждого. Фильтрация этих привлекательных цветов может быть еще одним способом защититься от укусов», — говорит Риффелл.

Вопреки мифу про быка и красную тряпку, рогатому скоту этот, да и другие цвета как раз безразличны. Зато теперь можно перефразировать известную поговорку: «как красная тряпка для… комара». По словам ученых, знание того, какие цвета привлекают этих кровососущих, а какие нет, поможет в разработке более эффективных репеллентов, а также грамотнее подбирать одежду для отдыха на природе.

Использованы материалы Phys.org