Морскими дорогами Средневековья
Реконструировать жизнь средневекового человека на Кольском полуострове историки вынуждены по самым разным мелким обрывкам и обломкам. Это и редкие археологические находки того периода, короткие упоминания в юридических документах и договорах, названия разных мест и даже практически сказочные рассказы. В такой ситуации воспоминания современников оказываются особенно ценными. Первым, самым подробным и знаменитым свидетельством о жизни на Кольском в Средние века является рассказ путешественника Оттара, плававшего до Белого моря в IX веке.
Эти воспоминания дошли до нас благодаря королю англосаксов Альфреду Великому (правил в Уэссексе в 871-899 годы), который добавил в перевод большого труда о всемирной истории рассказы очевидцев-мореплавателей. Так, норвежец Оттар незадолго до встречи с Альфредом отправился в поездку, которую можно сравнить с путешествием на край света: желая узнать, как далеко простирается земля, он проплыл из Халогаланда, территории на севере нынешней Норвегии, вдоль берегов Кольского полуострова вплоть до его южного берега, Терского.
Что увидел Оттар
Оттар начал свой путь вдоль пустынного берега нынешнего Норвежского моря, спустя шесть дней добрался до мыса (возможно, до Нордкапа), откуда, после ожидания попутного ветра, смог повернуть на восток. Выйдя к северным берегам Кольского полуострова, он плыл еще четыре дня, пока не оказался у места, где берег «сворачивал на юг». Многие исследователи считают, что это был нынешний мыс Святой Нос. Пять дней он плыл вдоль берега до некой большой реки, по которой не решился идти, побоявшись местного населения. Сам Оттар говорит, что это были земли «терфиннов» и «бьярмийцев» (beormas).
Считается, что земля «терфиннов» находилась на территории Терского берега Кольского полуострова: от мыса Святой Нос до устья Варзуги или до Кандалакшской губы. Оттар говорит, что встретил «финнов», но скорее всего он столкнулся с саамским населением Терского берега: охотниками, рыболовами и птицеловами, жившими отдельными, небольшими поселениями. Путешественник возвращался в эти земли еще не раз за моржовым клыком и китами, хоть последние здесь, по его меркам, были и не очень-то большие.
Вопрос же о том, кто такие были «бьярмийцы» и где именно их повстречал Оттар, стал одним из самых дискуссионных в науке. Если трактовать рассказ Оттара буквально, то видно, что «земля бьярмов» находится дальше по берегу Кольского за землей «терфиннов», т.е. западнее устья реки Варзуги или Стрельны. Однако, немало исследователей предполагали, что под рекой в рассказе Оттара имеется в виду Северная Двина, а некоторые и вовсе сомневались в том, что речь идет о Беломорье.
Места, найденные Оттаром, были суровы. Вот как описывал природу, где жили самые крайние обитатели севера, Саксон Грамматик: «их страна еле пригодна для поселения. Живут они охотой, то и дело меняют местопребывание, останавливаясь там, где находят зверей. В этих краях нет солнца и все погружено как бы в вечную ночь, и царит никогда не смягчающийся мороз».
Добраться туда тоже было непросто. Если обычно скандинавские путешественники отправлялись в путь на драккарах, узких парусно-гребных ладьях, то для поездки на Белое море им приходилось по-особому строить корабли, которые могли бы противостоять сложным погодным условиям путешествия. Для этого корабли обивали досками не только вдоль, но еще и поперек, используя большое количество гвоздей, а трюм обшивали бычьими шкурами, чтобы защитить корабль от шквалов.
Сейчас же добраться ни до Мурманской области, ни до Мончегорска не составляет труда. В Мурманск и Апатиты летают самолёты, есть железнодорожное сообщение, автобусы, а можно поехать и ехать на собственном автомобиле. Удобные и безопасные варианты на любой вкус и бюджет — и вот вы уже в местах, богатых культурным и историческим наследием.
Город Мончегорск находится у восточной оконечности Южного хребта Монче-Тундры. Впервые определение «Мунз озеро» встречается в писцовых книгах Василия Агаркина (1574 год) и Алая Михалкова (1608–1611 годы). Территорию Монче-губы саамы считали сакральной и до середины XIX века не жили там, а лишь проводили обряды. Однако после земской реформы 1864 года в Российской империи были организованы саамские земельные общества, и обряды стали уходить в прошлое, а саамы стали переселяться и в Монче-губу. В XIX–XX веках здесь шла активная торговля поморов и саамов.
На фестивале «Имандра», который пройдет 17 и 18 августа в городе Мончегорск Мурманской области, вы сможете узнать много интересного о северной культуре, ее традициях и жителях. Подробности — в