Как дедовский трактор: древние люди берегли старые орудия из-за воспоминаний

Полмиллиона лет назад жители Земли не выбрасывали отслужившие свой срок инструменты

14 марта 2022
Как дедовский трактор: древние люди берегли старые орудия из-за воспоминаний
Ранние египтяне делали из кремня оружие и инструменты. Из «Истории наций» Хатчинсона (1915).
Classic Image / Alamy

Ученые исследовали 49 каменных орудий, найденных на стоянке Ревадим на юге Израиля. Возраст отложений, откуда были извлечены предметы, датируется примерно 500 тысячами лет.

Установлено, что люди использовали в быту инструменты, выброшенные их предшественниками, хотя это не несло никакой практической пользы.

— Дефицита сырья в этой местности точно не было, хороший кремень было легко найти, — рассуждает археолог Тель-Авивского университета Бар Эфрати.

Бывшие в употреблении орудия использовали для несложных операций, таких, как скобление кожи и разделка мяса животных. Вероятно, древние обитатели Ближнего Востока пытались сохранить прежнюю форму и вид инструментов — об этом говорит минимальная переделка и отсутствие реставрации.

Исследователи делают вывод: инструменты несли эмоциональную ценность, их хранили в качестве памятных вещей.

— Древние люди поступали так же, как сегодняшний молодой фермер, который работает на старом дедовском тракторе, время от времени заменяя вышедшие из строя детали. Старая добрая машина для него символизирует связь поколений, — размышляет археолог из Тель-Авивского университета Ран Баркай.

Ранее неандертальцы подсказали врачам причину болей в пояснице у современных людей.