Как будто сверлили перфоратором: на глубине 2 км в океане нашли загадочные ряды отверстий

Возможно, эти следы оставили неизвестные науке существа

31 марта 2023
Frontiers in Marine Science

Во время погружения на дно Атлантического океана севернее Азорских островов норвежский аппарат показал исследователям ряды загадочных отверстий в донных отложениях на глубине 2082 метра. По мнению исследователей, следы могут принадлежать «чему-то живому» и доселе неизвестному.

Экспедиция по изучению биоразнообразия вдоль северного Срединно-Атлантического хребта привезла видео загадочных следов в июле 2004 года. С тех пор морские ученые исследовали феномен, результатами многолетних изысканий они делятся в недавнем отчете.

Подводному беспилотному аппарату ROV потребовалось больше часа, чтобы пересечь всю область, где дно на глубинах от 2074 до 2097 метров было перфорировано множеством отверстий, расположенных рядами. Каждый такой ряд был либо прямым, либо слегка изогнутым, некоторые пересекались и все выглядели, как следы.

Сами отверстия были размером примерно 6×1,5 см, с шагом также около 6 см. Вокруг одних дыр на дне были выброшены отложения, как будто их вырыли совсем недавно. Более старые отверстия были частично занесены осадком, а «бортик» вокруг уже менее заметен.

По мнению специалистов, этот поднятый вокруг осадок может указывать на выемку грунта организмом — представителем бентоса, то есть живущим непосредственно на дне (эпифауна) или внутри донного осадка (инфауна). Ни на одном из крупных планов не видно, чтобы кто-то обитал в отверстиях. К тому же неизвестно, соединены ли дыры между друг другом под поверхностью. Ученые предполагают, что рыть могло очень крупное животное чем-то вроде своего придатка в поиске пищи.

«Наблюдаемые следы напоминают ихнофоссилии (ископаемые окаменелости, следы жизнедеятельности древних организмов. — Прим. авт.), ранее обнаруженные в глубоководных породах. Поэтому неясно, следует ли считать их структурами для ползания, питания или проживания», — пишут авторы исследования.

Нечто подобное уже описано в летописи окаменелостей. Это следы древних животных — палеомедрона и палеодиктиона — или самая ранняя обнаруженная нора неизвестного существа, названная Trichophycus pedum, возрастом 542 миллиона лет.

По выводам авторов исследования, создание таких отверстий на морском дне длится миллионы лет. Ученые надеются привлечь коллег со всего мира, чтобы выяснить, кто их создал. Примерно так же двести лет назад специалисты буквально вышли на след динозавров, начав изучать отметины в затвердевшей породе. А в глубинах океана, в отличие от знакомой нам суши, обитает еще очень много неизвестных существ, напоминают ученые.