К ним не подходи: как ядовитые животные обрели свою яркую окраску

Кричащие цвета не могли сразу отпугнуть хищников

21 марта 2023
К ним не подходи: как ядовитые животные обрели свою яркую окраску
Ужасный листолаз (Phyllobates terribilis) — смертельно ядовитая лягушка из семейства древолазов
Zoonar GmbH / Alamy via Legion Media

Многие ядовитые животные обладают яркой окраской, которая демаскирует их в естественной среде обитания. Но хищники сторонятся таких существ, зная какую опасность представляет их яд.

Однако ученые до сих пор не разобрались в тонкостях эволюционного развития апосематизма — использования цвета для предупреждения о ядовитости. Свою версию на примере амфибий предложили ученые из Южной Кореи и Канады. Статья, посвященная этому исследованию, была опубликована в журнале Science.

Загвоздка состоит в том, что хищники должны были достаточно долго обучаться на ошибках, чтобы осознать, какую опасность представляют для них яркие создания, включая, например, ядовитых лягушек из Южной Америки. Если бы токсичные животные сразу стали яркими, они были бы уничтожены первыми, как самая очевидная цель — охотиться на них легче, чем на их замаскированных незаметных сородичей. Получается, что защитный признак для выживания просто не успел бы закрепиться в популяции.

Ученые предложили новый поход к исследованию этого вопроса, разделив свыше 1100 видов лягушек, саламандр и тритонов на пять групп в зависимости от их окраски, включая группу ярко-окрашенных существ, животных с маскировочным окрасом и три группы видов, имеющих промежуточный окрас относительно первых двух групп.

К ним не подходи: как ядовитые животные обрели свою яркую окраску
Лягушка Ranitomeya amazonica — еще один ядовитый представитель семейства древолазов

При помощи компьютерного моделирования ученые протестировали разные эволюционные пути, по которым мог развиваться адаптивный признак, и пришли к выводу, что апосематизм мог проявляться только через промежуточные этапы, на которых яркая окраска изначально была скрыта от глаз хищника и демонстрировалась в момент нападения.

«Эволюционный переход от камуфляжа к апосематизму редко бывает прямым, чаще он включает промежуточную стадию, на которой имеющие частичную яркую окраску виды демонстрируют ее в определенных случаях», — считают исследователи.

Переходное состояние, по словам авторов, показывает, что развитие апосематизма не было случайным, а следовало определенному эволюционному пути. Первые существа с мутациями в окраске должны были закрепить у хищников однозначную реакцию на яркие цвета, но при этом не быть истребленными.

Последнюю задачу они решали при помощи ядов и неприятных на вкус выделений, а первую — за счет демонстрации окрашенных конечностей или брюшек в момент атаки. После этого их окраска распространилась на другие части тела.