Из змеиного яда создали мгновенно останавливающий кровотечение «суперклей»

Он быстро затвердевает на свету

17 июля 2021

Группа ученых из Канады разработала «суперклей», способный за несколько секунд останавливать кровотечение. В основе разработки лежит змеиный яд.

Из змеиного яда создали мгновенно останавливающий кровотечение «суперклей»
Кайсака (Bothrops atrox) — ядовитая змея из рода копьеголовых змей
David Havel / Alamy

Остановить кровотечение бывает жизненно необходимо в случае получения ранения или во время хирургической операции. Ранее исследователи уже обратили внимание на кровоостанавливающие свойства батроксобина (рептилазы) — фермента, который содержится в яде американских копьеголовых змей. Несколько лет назад этот фермент начали смешивать с гидрогелем, чтобы использовать эту смесь для предотвращения кровотечения.

В свежей работе канадские исследователи внедрили рептилазу в модифицированный желатин, создав эффективный хирургический клей, который быстро затвердевает на свету после нанесения на место кровотечения и удерживает края повреждения. Чтобы воспользоваться таким клеем, его достаточно выдавить из тюбика, нанести на нужное место, а затем направить на него свет. В качестве источника света можно использовать лазерную указку или встроенный в смартфон фонарик.

Экспериментальный «суперклей» успешно прошел тестирование на крысах с глубокими порезами, разрывом аорты и повреждениями внутренних органов. Клей в течение 45 секунд затягивал раны, снижая кровопотерю почти на 80%. При этом его сцепление с тканью оказалось в несколько раз выше, чем у широко используемого сейчас в тех же целях фибринового клея.

Создатели клея полагают, что в перспективе он может быть использован в аптечках первой помощи, а также в хирургии в качестве замены швов.

Использованы материалы: University of Western Ontario, Science Advances