За свою 140-летнюю историю картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» пережила два нападения — в 1913-м и 2018 годах. После второй атаки вандала полотно отправилось на длительную реставрацию — в экспозицию Третьяковской галереи оно вернулось только в декабре 2024 года. О том, как реставраторы спасали шедевр Репина и почему дело не ограничилось простым восстановлением холста после нанесенных повреждений, — в материале Vokrugsveta.ru.
Картина непростой судьбы
Илья Репин завершил работу на картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в 1885-м и показал ее нескольким друзьям — при виде изображенной на полотне сцены они буквально замерли в немом изумлении. Весной того же года картина появилась на 13-й выставке Товарищества передвижников, что привело к громкому скандалу — работа Репина попала под запрет.
— Обер-прокурор Константин Победоносцев, увидев эту картину, посчитал, что экспонировать такую вещь нельзя, что это святотатство, кощунство, — рассказывает заведующая отделом рукописей Государственной Третьяковской галереи Елена Теркель. — Он смог донести свою мысль до Александра III. Император сам пожаловал на эту выставку, посмотрел. После этого было издано распоряжение о запрете экспонировать картину.
Несмотря на то, что многие критики называли картину «безобразной» и «безвкусной», ее приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. Уже в июле 1885 года месяцев цензурный запрет был снят — картина, вызывавшая неоднозначную реакцию публики, заняла свое место в галерее Третьякова.
— Обвинения были в одном — в кровавости этого убийства, — поясняет заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. — Но для Репина, помимо кровавости убийства, очень важен был выбранный момент — бешеный рев отца, который осознает совершенное преступление.
Два нападения
16 января 1913 года душевнобольной 29-летний иконописец Абрам Балашов, перескочив через заграждение, с воплем «Довольно смертей! Довольно крови!» бросился на картину Репина с ножом. Полотно было разрезано в трех местах, прежде чем служитель смог обезоружить нападавшего. Восстановление картины поручили штатному реставратору Эрмитажа и Русского музея Дмитрию Богословскому, который сам когда-то учился у Ильи Репина.
Процесс реставрации тогда занял меньше месяца. Для начала холст сняли с подрамника и растянули на специально изготовленной большой доске. Затем под разорванные места (удары ножа пришлись на лица главных персонажей) было подведено новое полотно. После дублирования холст был загрунтован, а восстановлением утраченных деталей на картине занимался сам Илья Репин.
После завершения реставрации решено было принять меры, чтобы подобный инцидент не повторился.
— Еще тогда, в 1913 году, было заказано специальное стекло на заводе Нечаева-Мальцова, — рассказывает Елена Теркель. — Эта картина всегда вызывала особенную заботу, особые эмоции.
Увы, спустя 105 лет защитного стекла оказалось недостаточно. Вечером 18 мая 2018 года 37-летний безработный Игорь Подпорин схватил металлическую стойку ограждения и несколько раз ударил ею по застекленному полотну. Стекло не выдержало — холст был порван в нескольких местах.
Экспертиза признала Подпорина вменяемым, но положительные характеристики и отсутствие судимостей сыграли ему на руку — в апреле 2019 года суд приговорил вандала к двум годам и шести месяцам тюрьмы, засчитав в этот срок проведенные обвиняемым в СИЗО 11 месяцев с коэффициентом 1,5. Таким образом, на свободе Подпорин оказался менее чем через год. «Заключение» отправленной на реставрацию картины оказалось куда более продолжительным.
Хронически больное полотно
В 1920-х годах у Третьяковской галереи какое-то время не было возможности поддерживать в залах необходимые климатические условия. Именно тогда на картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» впервые были замечены изменения сохранности. С каждым годом красочный слой все больше и больше расслаивался. В итоге работу Репина стали называть «хронически больным произведением».
Сказывались и последствия нападения 1913 года — «здоровье» картины оказалось настолько подорвано, что ее перестали вывозить на выставки. Полотно покидало Москву только один раз — во время эвакуации в 1941 году. Несмотря на накопившиеся проблемы, реставраторам Третьяковской галереи удавалось поддерживать картину в пригодном для экспонирования состоянии.
Вероятно, так продолжалось бы и дальше, если бы картина уцелела во время нападения 2018 года, но полученные повреждения потребовали радикального вмешательства.
— Нужно было не только залечить прорыв, оказать первую помощь картине, но и разобраться с ее хроническими болезнями, — рассказывает художник-реставратор высшей категории Александра Орловская.
Тонкая работа в удобном кресле
За 105 лет технологии реставрации шагнули далеко вперед. Если в начале прошлого века специалисты заделывали разрывы на холсте в том числе при помощи тяжелого утюга, а для восстановления живописи могли пригласить самого Репина, то сегодня обе эти задачи можно решить, используя современное оборудование и материалы.
— Появились новые синтетические материалы, которые обладают полезными свойствами природных материалов, различные приборы, фиксаторы, исследования в ультрафиолете. Современные реставрационные материалы стабильны во времени, не меняют цвет и позволяют имитировать живописную фактуру с высокой точностью, — говорит Александра Орловская.
Приступая к работе над пострадавшим полотном, специалисты Третьяковской галереи составили четкий план реставрации. Сначала они «вылечили» нанесенные картине раны. Края каждого разрыва на холсте сперва состыковывали, а затем склеивали специальной тепловой иглой с помощью полимерных материалов. Затем реставраторы взялись за масштабную очистку полотна Репина.
— Нам пришлось удалить все материалы, которые были привнесены на протяжении всего ХХ века во время постоянных реставраций, — рассказывает Александра Орловская.
Именно очистка картины стала самой сложной задачей для мастеров. Ведь, как показали исследования, слои накопившихся за время предыдущих реставраций лака и клея были толще оригинального слоя краски.
— Мы очищали оборотную сторону холста, и работали с лицевой его частью — проводили утончение лаковой пленки, удаляли наслоения, — говорит Орловская. — При помощи пескоструйного аппарата были убраны нарастания, которые делали холст очень хрупким. В результате он стал более эластичным.
Чтобы работать с полотном размером 2 х 2,5 метра было удобнее, по заказу главного реставратора Третьяковской галереи российские инженеры изготовили кресло с пультом управления и стол-трансформер. Получился уникальный комплекс, позволяющий без усилий дотянуться до любого уголка большой картины.
— Никто никогда не «влезал в Репина» так, как пришлось нам, — говорит заведующий отделом реставрации живописи Третьяковской галереи Андрей Голубейко. — Это кресло позволяет работать над форматной картиной, которая находится в вертикальном положении. Реставратор, который садится в него обладает обширным инструментарием, включая различные микроскопы, прямой свет и ультрафиолет. Такого предмета нет ни в одном музее мира.
Недавно разработку московских инженеров заказали для реставрации картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи», хранящейся в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Защита по высшему разряду
Реставрация картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» завершилась уже в 2022 году. Еще два года потребовалось на разработку специальной капсулы для нее.
Сейчас шедевр русского реализма защищен по высшему разряду. Картина помещена в антивандальную капсулу, в которой поддерживаются оптимальные температура и влажность. Прочное стекло новой капсулы имеет антибликовое покрытие, позволяющее рассмотреть детали картины. Для надежности в зале, где выставлена эта работа Репина, установили дополнительные камеры и охрану.
После нападения на картину в 2018 году Третьяковская галерея получила очередную порцию обращений с требованием убрать полотно из экспозиции. Их авторы утверждали, что работа Репина провоцирует людей на агрессию и затуманивает сознание посетителей галереи.
— Мы принципиально не согласны с такой точкой зрения, — говорит главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова. — Мы сформулировали свою цель — картина должна быть отреставрирована и возвращена в постоянную экспозицию Третьяковской галереи. И мы не жалеем, что сдержали свое слово.