Инфографика: как изменилась с годами стоимость космических запусков

Успехи SpaceX заметно удешевили вывод грузов на орбиту, и компания намерена продолжать в том же духе

1 февраля 2022

Человек осваивает космос уже более 60 лет, но в основном речь идет о самом ближнем для нас космосе — земной орбите. Именно там находится Международная космическая станция, и на орбиты разной высоты выводятся многочисленные спутники разного назначения.

Хотя в ракетной технике не произошло подлинной революции, которой грезили фантасты, стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту в последние десятилетия заметно снизилась. Наглядно это демонстрирует инфографика, подготовленная ресурсом Visual Capitalist.

USA Today Network/Sipa USA/Legion Media

На графике приведена стоимость вывода на орбиту одного килограмма груза в разные годы при помощи различных ракет-носителей. При этом составители скорректировали цены с учетом инфляции.

В 1960-е годы стоимость вывода килограмма грузов варьировалась примерно от 6 тыс. долларов США до более чем 30 тыс. долларов. В течение следующих 20 лет разброс цен оставался примерно таким же — самыми дорогими были полеты американских космических челноков, для которых стоимость запуска превышала 60 тыс. долларов в расчете на килограмм полезной нагрузки.

Visual Capitalist

В 1990-е и 2000-е годы стоимость запусков изменилась незначительно: отправка килограмма груза на орбиту обходилась примерно в 6–12 тыс. долларов. Для существующих одноразовых ракет такая цена актуальна и по сей день, но приход на рынок частной компании SpaceX, которая создала и эксплуатирует частично многоразовые ракеты, изменил положение дел.

Ракета-носитель Falcon 9, созданная компанией Илона Маска, используется уже более 10 лет. За эти годы первые ступени ракеты совершили свыше 100 успешных посадок, а многие из них использовались для повторных запусков (ступень-рекордсмен слетала в космос и вернулась на Землю уже 11 раз).

Стоимость вывода на орбиту килограмма полезной нагрузки при помощи ракеты Falcon 9 оценивается примерно в 2,5 тыс. долларов. Для сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy, созданной на ее базе, этот показатель составляет уже около 1,5 тыс. долларов США.

Останавливаться на достигнутом в SpaceX не намерены. Компания рассчитывает, что новая ракета Starship, которая должна быть полностью многоразовой, позволит выводить грузы на орбиту по цене около 200 долларов за килограмм.

Впрочем, пока что Starship только проходит испытания, а первый орбитальный полет ракеты, которую предполагается использовать и для колонизации Марса, намечен на март 2022 года.

Использованы материалы: Visual Capitalist