Игры разума: дело о пропавшем хвосте

Генетики узнали, как именно у предков людей исчез хвост

17 января 2022

Наши предки утратили хвост 25 млн лет назад, однако механизм оставался неясным: все три десятка генов, влияющих на формирование хвоста, у людей и шимпанзе присутствуют и расположены в таком же порядке, как у мартышек и мышей.

Игры разума: дело о пропавшем хвосте

Однако японские ученые нашли в геноме человека особый маркер, заставляющий иногда «на лету» вырезать фрагмент из гена, влияющего на длину хвоста. У мыши такого маркера нет, однако когда генетики вручную вырезали подозрительный фрагмент в одной из двух гомологичных мышиных хромосом, мышата родились бесхвостыми. У человека, в отличие от мыши, маркеры редактирования есть на обеих хромосомах, однако работают они не всегда — на выходе все равно лишь часть продуктов оказываются отредактированными. Один из авторов статьи признается, что в этом расследовании нашел ответ на вопрос, мучивший его с самого детства: «Где мой хвост?»

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь-февраль 2022