Грустно посмотрит в иллюминатор и сгорит: зачем в космос отправляют фигурку осьминога?

Это первый в истории арт-объект, который побывает на орбите

20 апреля 2023
Настя Миро; коллаж: Александр Чатикян.

Первым в мире арт-объектом, запущенным в космос, станет скульптура российской художницы Насти Миро — это осьминог, который держит в щупальцах искусственный спутник. Отправить его на орбиту планируют 1 декабря 2023 года, опережая аналогичный проект компании SpaceX.

За мир и чистоту

По словам автора, 3D-модель арт-объекта уже готова, и у него уже есть имя — Octo-Pax (octopus — осьминог и pax — международное наименование пассажира). Также в название заложено латинское значение слова pax — мир. Тогда приставка octo- становится восьмеркой или знаком бесконечности. Но главная идея скульптуры все-таки экологическая.

В щупальцах у осьминога не просто так обломки космического мусора (художник взяла за образец советские спутники). За несколько десятилетий освоения космоса людьми на околоземных орбитах скопились миллионы фрагментов, обломков и крупных объектов — отработавших свое или просто потерянных аппаратов. Они засоряют пространство вокруг планеты, представляя опасность для космических кораблей, космонавтов и новых спутников.

dotted zebra / Alamy

Универсальных методов очистки ближнего космоса еще не найдено; недавно «Вокруг света» писал об «ионной метле», которую придумали российские ученые.

Почему осьминог?

Для того чтобы с помощью арт-объекта привлечь внимание к проблеме космического мусора, автор выбрала осьминога. Эти моллюски помогают очищать дно океана, создавая из мусора убежища для себя и соседей. А космический октопус изображен разгребающим горы мусора уже в открытом космосе.

Скульптура станет пассажиром сверхмалого искусственного спутника формата Cubesat 3U, который отличается также безотходным запуском и сгорает в атмосфере после выполнения своих задач.

Сгорит в атмосфере

Сейчас идет подготовка к полету. В частности, ученые помогут автору определиться с материалами для скульптуры — пластик в космос отправлять нельзя. Сам арт-объект не должен стать орбитальным мусором, поэтому он вместе со своим «кораблем» сгорит в атмосфере. Планируются эксперименты, чтобы выбрать напыление, проверенное воздействием температур, давления и перегрузками.

Кроме этого, планируется поместить в кубсат камеру, которая снимет осьминога на орбите, как будто он смотрит в иллюминатор. Хотя сам Octo-pax не вернется из космоса, в процессе тестирования материалов изготовят множество его копий, которые останутся на Земле.