Грубая критика может сделать больно — и это физическая боль: вот что показал жестокий эксперимент ученых

Давно известно, что доброе слово лечит, но справедливо и обратное

2 июня 2023
Lev Dolgachov / Alamy

Если у вас заболела шея или спина, а вы не перетруждались, возможно, это разные мыслишки вас допекли. А то и критика со стороны. Во всяком случае, исследователи из двух американских университетов подтвердили это в одном эксперименте.

Чтобы проверить, как мысли и критика влияют на человеческий организм, ученые из Университета штата Огайо и Университета Мичигана в США набрали команду мужчин и попросили их поднимать легкие ящики. И все бы ничего, да только делали они это под звуки критики в свой адрес. Поначалу исследователи говорили добровольцам, что они всё делают правильно, но чем дальше заходил эксперимент, тем больше ученые угнетали людей, заявляли, что они работают отвратительно, и вообще кто так ящики поднимает.

В результате психологического стресса, как рассказали исследователи в журнале Ergonomics, оказалось, что шея и нижняя часть спины подопытных испытывали дополнительное давление. Причем вполне себе физическое.

Сравнивая оценки дискомфорта участников, исследователи обнаружили, что пиковые нагрузки на позвоночник увеличивались на 10–20%, когда люди чувствовали себя огорченными негативной обратной связью, по сравнению с тем, когда они чувствовали себя на высоте в начале задания.

Казалось бы, на этом можно было бы и остановить исследование. Но ученым результаты эксперимента дали почву для разговоров о том, что таким же способом можно и лечить. Схема простая: раз боль — это смесь физических, социальных и психологических факторов стресса, то и избавляться от нее стоит, учитывая все эти факторы. А значит, даже слова могут помочь в выздоровлении.

А потом еще удивляются, почему мужчины не ходят к врачам.