Городские деревья и почва работают в усиленном режиме

Оказалось, что они поглощают и хранят в разы больше углекислого газа, чем считалось

19 февраля 2022

Недавнее исследование Бостонского университета показало, что почвы и деревья на опушках леса ведут себя иначе, чем участки, удаленные от цивилизации. Биогеохимик Люси Хутира совместно с двумя группами исследователей выяснила, что городские и опушечные деревья поглощают больше углерода, чем их лесные родственники, а почва «консервирует» углекислый газ и не отдает его в атмосферу.

Городские деревья и почва работают в усиленном режиме
Sarah Garvey

Хутира с командой, в которую входили также сотрудники Гарвардского леса, несколько лет изучали опушки, сравнивая их с экосистемой глубоко в лесах в том же регионе. Ученые обследовали около 50 тысяч участков, где фиксировали размер деревьев, скорость их роста, температуру и количество света, которые они и земля под ними получают.

Выяснилось, что деревья на краю леса или в черте города растут почти в 2 раза быстрее, получая больше света. Чем быстрее растет такой «городской житель», тем больше углерода ему удается забирать из окружающей среды. При этом почва должна выделять углерод обратно, когда опавшая листва и органика начинают разлагаться. Однако, в городском лесу земля настолько нагревается и высыхает, что микроорганизмы отказываются делать свою работу. Так процессы выделения углекислого газа замедляются.

Получается, что деревья и почва в условиях городской среды приспособились утилизировать и хранить больше вредных для нас выбросов, чем снова очень помогают человечеству. Там, где лес вырубается для строительства зданий, дорог, крупных хозяйств — экосистема начинает работать в усиленном режиме.

По выводам ученых, это, конечно, не означает, что надо делать больше опушек и фрагментировать леса для очищения воздуха. Наоборот, результаты исследования призывают пересмотреть ценность городских лесов и парков, и учитывать новые данные, когда мы решаем, какие районы лесов сохранять, а какие развивать.