Глаза-перископы и рот с 8 зубами: знакомьтесь, монстр Талли, для которого нет места в классификации животных

Ученые выяснили об этом существе чуть больше, но точку в изучении монстров Талли ставить пока рано

18 апреля 2023
dotted zebra / Alamy

В 1955 году коллекционер-любитель Фрэнсис Талли, охотясь на окаменелости в районе Мэзон Крик, штат Иллинойс, нашел нечто, что позже назовут его именем — Tullimonstrum gregarium или просто монстр Талли. Это странное создание возрастом около 300 миллионов лет до сих пор представляет загадку для палеонтологов, так как просто не поддается классификации среди живых существ. Ученые даже не могут сойтись на том, к позвоночным или беспозвоночным животным отнести Tullimonstrum gregarium.

Но результаты нового исследования, проведенного специалистами из Токийского университета (Япония), статья которых опубликована в журнале Palaeontology, говорят о том, что, скорее всего, монстр Талли все же был беспозвоночным животным, возможно, дальним родственником ланцетников, членистоногих, моллюсков и кольчатых червей.

Район, где Фрэнсис Талли сделал свою находку, является уникальным месторождением окаменелостей. Благодаря бескислородной среде с минимальным количеством бактерий, что задерживает процессы разложения, там сохранились не только твердые части скелетов древних существ, но и подробные отпечатки их мягких тканей в окаменевшем иле. Именно отпечаток мягких тканей Tullimonstrum gregarium и нашел когда-то Талли.

Kimbery Boyles / Alamy

Судя по всему, около 300 миллионов лет тому назад, когда на Земле царил тропический климат, мелкие теплые воды морских заливов буквально кишели подобными существами — длиной от 8 до 35 сантиметров, с вытянутым сигарообразным телом, треугольным заостренным хвостовым плавником, глазами на длинных стебельках и длинным «хоботом», заканчивающимся чем-то вроде «рта» с восемью острыми зубами на каждой из «челюстей». Хищные монстры Талли, видимо, охотились на каких-то более мелких созданий и собирали съедобные органические останки в донных отложениях.

Японские ученые с помощью самых современных методов тщательно изучили отпечатки более чем 150 монстров Талли, и создали подробное трехмерное изображение этих существ. В итоге исследователи пришли к выводу, что у монстров Талли отсутствуют признаки, характерные для позвоночных животных.

Следующим шагом станет ответ на вопрос — к какой группе беспозвоночных организмов принадлежит Tullimonstrum gregarium. Ученые предположили, что монстр Талли мог относиться к беспозвоночным хордовым (таким, как примитивные морские животные ланцетники) или к протостомам (моллюски, кольчатые черви, членистоногие).