Гигант среди гигантов: каким был самый большой динозавр

Размеры этого существа, бродившего по Земле около 100 миллионов лет назад, поражают воображение

23 мая 2024Обсудить

Самым большим животным в истории Земли считается современный синий кит — крупнейшие особи этого вида достигают в длину более 30 метров, а их вес может превышать 200 тонн. Но в эру динозавров сопоставимые по размерам существа обитали не только в океане, но и на суше. Vokrugsveta.ru рассказывает, как был открыт и как выглядел динозавр, который претендует на звание самого большого в мире.

Josh Forwood via Legion Media

Открытие самого большого динозавра

Палеонтологи давно пытались выяснить, какими размерами могли обладать самые крупные динозавры. Некоторое время среди кандидатов на крупнейшего ящера фигурировали диплодоки, бронтозавры, барозавры и другие завроподы — представители обширной группы растительноядных динозавров, которые в процессе эволюции обзавелись длинными шеями и массивными телами.

Так выглядел барозавр, обитавший на территории США около 155 млн лет назад

Fred Wierum, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Изучение окаменелых фрагментов костей завроподов, найденных по всему миру в разные годы, позволило исследователям выделить среди них группу, получившую название титанозавры в честь упоминаемых в древнегреческих мифах титанов — детей бога неба Урана и богини земли Геи. Далеко не все титанозавры отличались исполинскими размерами — среди них встречались и шестиметровые «карлики», но именно к ним относятся крупнейшие из известных динозавров.

Ископаемые остатки травоядного ящера, которого ряд современных палеонтологов считает самым крупным динозавром в истории, в 2010 году случайно нашел аргентинский фермер Аурелио Эрнандес. Параметры обнаруженной им бедренной кости впечатляли: 2,4 метра при весе около 500 килограммов. Вскоре на ферму семьи Майо, где Эрнандес сделал сенсационную находку, наведались палеонтологи, которые установили, что гигантская кость принадлежала ранее неизвестному виду динозавров.

Гигант среди гигантов: каким был самый большой динозавр

Найденный в Аргентине фрагмент бедренной кости динозавра

Fotoarena via Legion Media

В ходе дальнейших раскопок ученым удалось извлечь из земли еще 280 фрагментов костей, принадлежавших нескольким особям того же вида. Специалисты понимали, что обнаружили огромного, возможно даже самого большого динозавра в мире, но не спешили афишировать свое открытие, стремясь собрать побольше материалов для описания нового вида.

Первые скупые сообщения о находке гигантского ящера попали в мировую прессу только в 2014 году. Аргентинские палеонтологи отсканировали окаменелости, после чего создали из смолы и стекловолокна копию скелета динозавра, вес которой составил почти 2,7 тонны!

Гигант среди гигантов: каким был самый большой динозавр

Модель скелета исполинского динозавра в Филдовском музее естественной истории, Чикаго

aroundtheworld.photography via Legion Media

Первая научная публикация о исполинском динозавре вышла только в 2017 году. Ее авторы назвали новый вид патаготитан майороум (patagotitan mayorum). В родовом названии они отразили место находки — Патагонию, а в видовом выразили благодарность семье Майо, разрешившей палеонтологам работать на своей земле.

Первый среди титанозавров

Предполагаемые размеры патаготитана будоражат воображение. Ящер, живший в меловом периоде, примерно 100 миллионов лет назад, достигал около 37 метров в длину и весил почти 70 тонн. Правда, применяя разные методики, ученые несколько расходятся в оценке габаритов патаготитана — сейчас многие палеонтологи склоняются к мнению, что он мог весить «всего лишь» 55 тонн, а его длина от морды до кончика хвоста не превышала 31 метр.

Гигант среди гигантов: каким был самый большой динозавр

Патаготитан в сравнении с человеком

Steveoc 86 and Henrique Paes, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Для сравнения, масса африканского слона — крупнейшего сухопутного существа современности — составляет примерно 6-7 тонн, но рядом с патаготитаном он выглядел бы как пудель рядом с сенбернаром.

Чемпионы в своих категориях

Благодаря франшизе «Парк юрского периода» многие думают, что самым большим хищным динозавром был тираннозавр, но, по мнению палеонтологов, его могли немного превосходить в размерах спинозавр, достигавший 14 метров в длину при весе более 7 тонн, и обладавший примерно такими же размерами и массой гигантозавр. Тираннозавр же весил примерно 7 тонн при длине тела в 13 метров.

Реконструкция облика спинозавра

Реконструкция облика гигантозавра

Что же касается крылатых и морских ящеров мезозойской эры, то, вопреки еще одному распространенному заблуждению, ни те, ни другие, не являются динозаврами с точки зрения науки. Тем не менее можно отметить, что крупнейшим птерозавром был кетцалькоатль, размах крыльев которого составлял 12 метров.

Реконструкция облика кетцалькоатля

Самым большим морским ящером сегодня считается ихтиотитан — представитель отряда ихтиозавров, длина которого могла достигать 25 метров. Этот вид был описан в 2024 году всего по двум фрагментам нижней челюсти.

Гигант среди гигантов: каким был самый большой динозавр

Возможно, примерно так выглядел ихтиотитан

Ansh Saxena 7163, CC0, via Wikimedia Commons

Как жил патаготитан

К сожалению, череп патаготитана найти пока не удалось. Однако строение его скелета, указывает на то, что он, подобно своим родичам-завроподам, был растительноядным увальнем. Имел длинную шею, столь же длинный хвост, массивные, словно стволы старых сосен, ноги. Питался, скорее всего, листвой высоких деревьев в пойменных лесах. Вряд ли при своей массе патаготитан отличался выдающимися скоростными качествами. Его тело, возможно, было покрыто прочной чешуей.

Реконструкция черепа патаготитана

Paul Quezada-Neiman

Вероятно, патаготитаны, как и многие другие завроподы сбивались в крупные стаи и совершали неспешные переходы в поисках пищи. Палеонтологи полагают, что в их кладке могло быть до 40 яиц, но до взрослого возраста доживали лишь единицы вылупившихся детенышей, ведь вокруг во множестве рыскали хищники.

Результаты исследования костей патаготитанов и родственных им видов, показывают, что они росли чрезвычайно быстро. За пару месяцев масса детенышей увеличивалась в 10 раз. У достигших зрелости особей естественных врагов не было.

Конкуренты на пьедестале

По совокупности показателей длины и массы тела, если принимать в расчет верхнюю планку их оценки, патаготитан уверенно претендует на звание самого большого динозавра. Однако есть мнение, что родственный ему аргентинозавр при длине 35 метров вполне мог весить 77 тонн и даже больше. Кроме того, известны фрагменты костей, которые могли принадлежать еще более крупным динозаврам, но реконструировать их внешний облик, а тем более достоверно оценить их размеры по этим остаткам не представляется возможным.

Что ж, наука не стоит на месте. Вполне возможно, мы вскоре узнаем нечто новое о патаготинане и его гигантских сородичах. Не исключено также, что в обозримом будущем лавры самого большого динозавра достанутся какому-то другому ящеру.