Гибрид змеи с крокодилом: пылившийся в музее скелет оказался новым видом морских динозавров

Посмотрите, как выглядел жуткий серпентизухопс — гроза морей позднего Мела

29 сентября 2022
Плезиозавр
mark Turner / Alamy

Еще в 1995 году в Вайоминге (США) палеонтологи обнаружили древнюю морскую рептилию с необычайно длинной шеей. Ученые датировали останки мезозойским периодом — то есть жил этот динозавр от 66 до 101 миллионов лет назад.

Его назвали Serpentissuchops pfisterae, где первое слово переводится как «существо со змеино-крокодиловой мордой», а далее идет имя Анны Пфистер, которая передала останки животного в музей.

Затем кости динозавра 27 лет пылились в стенах Палеонтологического музея Гленрока, оставаясь без внимания научного сообщества.

Но недавно эксперты снова обратились к скелету мезозойского титана с длинной крокодильей челюстью. И поняли, что это уникальная находка — ранее похожих на это существо динозавров нигде в мире не раскапывали. Новая статья с описанием серпентизухопса опубликована в журнале iScience.

Так выглядел серпентизухопс. На рисунке показано, какие кости ящера есть в распоряжении палеонтологов.
iScience

Длина древнего существа составляла около семи метров. По мнению ученых, задняя конечность животного по форме напоминала весло. Достоверно утверждать этого нельзя, потому что кости задних лап динозавра не сохранились.

У грозного хищника древних морей были длинные зубы конической формы — ими он захватывал мелкую добычу. А широкие и сильные шейные позвонки позволяли молниеносно изгибаться во время охоты, подстерегая жертву, когда она того не ждет.

Необычайно длинная шея помогала динозавру уверенно чувствовать себя в воде — двигая ей в разные стороны, гигант задавал направление своему движению.

Серпентизухопс населял океаны позднего Мела, так что не мог быть предком плиозавров, которые к тому времени уже вымерли. Поэтому палеонтологи отнесли его к семейству поликотилид, куда входили длинномордые короткошеие плезиозавры. А причудливый внешний вид ящера из Вайоминга — комбинация унаследованной от предков «крокодильей» головы и вторично развившейся «змеиной» шеи.