Герой операции «Динамо»: на дне Ла-Манша найден затонувший британский корабль Второй мировой

«Кит» был атакован немецким самолетом в 1940-м

17 октября 2023

Drassm, multibeam processed by A. Rochat (Drassm) and M. James (MSDS Marine/Historic England

Две недели морские археологи обследовали морское дно близ Дюнкерка. Поиски принесли впечатляющий результат — ученые обнаружили 27 кораблей, затонувших во время операции «Динамо». Новое исследование позволило узнать их положение, характеристики и состояние в мельчайших подробностях. Один из них, британский военный корабль «Кит» (HMS Keith), ученые даже воссоздали в 3D-модели.

В 1940 году это судно было в числе примерно тысячи кораблей, которые помогли спасти 338 226 солдат с берегов Дюнкерка. Но стоило ему вернуться в Дувр, эвакуировав 992 бойцов, как его разбомбил немецкий самолет. Корабль затонул на дне Ла-Манша и с тех пор покоился там больше 80 лет. Пока до него и других судов не добрались морские археологи.

Как сообщает Британское правительственное агентство Historic England, в результате поисков, которые длились с 25 сентября по 8 октября, исследователи нашли 27 кораблей, причем местоположение 12 из них раньше известно не было.

Основным инструментом, который использовали ученые, был многолучевой эхолот, установленный под корпусом исследовательского корабля «Андре Мальро». Он издает веер звука, который записывается, когда он отскакивает от морского дна, что затем позволяет геофизикам создавать красочные трехмерные изображения затонувших кораблей. Причем уровень детализации позволяет ученым сопоставить особенности и размеры судов с историческими фотографиями.

HMS Keith

dunkirk1940.org

Исследователи не только смогли «установить личность» эсминца «Кит», но и скорректировали результаты предыдущих исследований. Например, раньше ученые ошибочно идентифицировали два корабля, которыми оказались французские вспомогательные тральщики Denis Papin и Moussaillon.

Новое исследование — всего лишь первый этап многолетнего проекта, и оно предоставит базовую информацию для дальнейших расследований, которые начнутся в 2024 году. Возможно, вскоре мы увидим, как выглядит весь этот подводный флот.

Кстати, события 1940 года — далеко не единственные, местом действия которых стал Дюнкерк. Чего только стоит история знаменитого похода Испанской армады, который окончился катастрофой.