
Басманный район Москвы — место, где история живет в каждом доме, каждом переулке и каждой детали. За многие века район превратился в причудливую мозаику из старинных усадеб и непростых судеб его выдающихся жителей. Каждая эпоха создавала тут свой особенный почерк, который мы сегодня видим в архитектуре. Мы отправляемся в путешествие по этому удивительному району, чтобы отыскать его самые примечательные здания, услышать их истории и немного заглянуть в будущее.
Палаты Гурьевых на Покровке
Потаповский переулок, дом 6
Этот исторический дом — один из немногих примеров московской архитектуры XVII века, дошедших до наших дней. Палаты купцов Гурьевых изначально были построены в традициях допетровской Руси: массивные белокаменные стены, резные наличники и арочные окна. Взглянув на это здание, можно представить, как выглядела старая патриархальная Москва времен царя Алексея Михайловича. Не раз перестроенное, в разное время здание использовалось как жилой дом и административное учреждение. Сюда стоит прийти, чтобы воочию увидеть, как меняются архитектурные эпохи и будто бы прорастают одна из другой.
Усадьба графа Разумовского
Улица Казакова, дом 18
Дворец для графа Алексея Разумовского, того самого фаворита императрицы Елизаветы Петровны, возвели в 1799–1802 годах по проекту архитектора Адама Менеласа, русского шотландца и яркого представителя эпохи классицизма. Сюда стоит прийти, чтобы увидеть классический пример городской усадьбы эпохи императора Александра I. Владелец пожелал, чтобы главный дом был построен из дубовых брусьев. Поэтому центральная часть строения выполнена из дерева, а двухэтажные боковые флигели — из кирпича. Во флигелях устроены арки-ворота, ведущие во двор. Он отделяет усадьбу от улицы, создавая пространство для разворота карет.
Рядом с домом был разбит огромный парк в английском стиле, занимавший площадь более 28 гектаров. Его украшали статуи, беседки, живописные пруды с рыбой на манер тех времен. В оранжереях росли редкие растения, за которыми ухаживали садовники, приглашенные из Европы. Здесь даже вывели новый сорт можжевельника, названный в честь графа — Rasoumovia.
В 1812 году, во время захвата Москвы и пожара, дом чудесным образом избежал разрушения — его занял знаменитый наполеоновский маршал Мюрат, поэтому здание тщательно охраняли.
Дом Петра Сысоева (Дом с кариатидами)
Печатников переулок, дом 7
В Печатниковом переулке можно найти одно из самых загадочных зданий Москвы — дом Петра Сысоева, украшенный величественными кариатидами. Элегантный небольшой двухэтажный особняк с изысканным фасадом и лепниной был изначально построен купцом Золотаревым для своей супруги, однако в 1896 году его приобрел Петр Сысоев — выходец из крестьян деревни Сафроново Подольского уезда. Позже он стал известным мастером художественной лепнины и даже оформлял интерьеры гостиницы «Метрополь». Именно это дело принесло ему известность и достаток, позволив приобрести этот небольшой, но изысканный особняк. Вместе с архитектором Зубовым он перестроил здание, а из его фасада сделал настоящую «витрину» своей мастерской. Так появились кариатиды и сложные лепные элементы на парадной части дома, что сделало особняк живой рекламой таланта Сысоева как лепщика и формовщика. В центре фасада сохранился вензель с инициалами ПС, который Петр Сысоев разместил как знак своего авторства.
Храм Вознесения Господня на Гороховом поле
Улица Радио, дом 2/1
Храм Вознесения Господня на Гороховом поле впервые упоминается в XVII веке. Сначала здесь была деревянная церковь, а в 1793 году на землях графа Разумовского был построен каменный храм. Его архитектором считают знаменитого Матвея Федоровича Казакова, который известен как автор зданий Сената Кремля, Дворянского собрания (сегодня Дом Союзов), Петровского путевого дворца и других.
Архитектура храма представляет собой пример классического стиля, в котором античные представления о красоте соединялись с современными на тот момент строительными технологиями. Здание привлекает прежде всего палладианской* гармонией линий с арками и колоннами. Основной храм представляет собой ротонду, а алтарная часть окружена колоннадой.
*Палладианство — стиль раннего классицизма 17-19 веков, названный в честь итальянского архитектора Андреа Палладио. Он характерен симметричными формами и строгими пропорциями.
Дом Московского Политехнического общества
Малый Харитоньевский переулок, дом 4
Дом Московского Политехнического общества (1905–1907) спроектирован Александром Кузнецовым, известным в то время мастером неоготической архитектуры. Фасад здания впечатляет обилием деталей: готические арки, башенки, окна сложных форм. Между этажами расположены металлические рельефы с символами науки и техники — паровоз, мотор, мост, реторта. Над входом — монограмма ПО в честь Политехнического общества.
Средства на строительство дома собрали выпускники Московского высшего технического училища. Здание славится своими интерьерами, на некоторых стенах сохранились редкие окна из стеклянных кирпичей Фальконье — полых стеклоблоков ручной выдувки, которые собираются как пчелиные соты. Внизу строения располагались залы для собраний, библиотека, столовая, а верхние этажи занимали квартиры. В этих стенах работали Циолковский, Лебедев, Жуковский, а в 1910–1920-х здесь находилась студия художника Ильи Машкова. После революции здание передали Наркомпросу, а с 1930-х его занял Институт машиноведения, который располагается в нем по сей день.
Дом кооператива «Обрабстрой»
Басманный тупик, дом 10/12
Самое высокое конструктивистское здание Москвы — яркий образец перехода к новым авангардным приемам в архитектуре. Дом в стиле конструктивизма был построен в 1931 году по проекту Владимира Кильдишева.
Здание относилось к так называемому «переходному типу»: сочетало индивидуальные квартиры и жилые секции по типу общежития. Концепция перекликалась с французскими habitation à bon marché («дешевое жилье») — многоэтажными жилыми комплексами 1920–1930-х годов.
Дом кооператива «Обрабстрой» («Объединенное рабочее строительство»)— часть серии модернистских жилых комплексов, подобных дому Наркомфина в Москве, комплексу Госпромурала в Екатеринбурге и «Дому коллектива» в Иванове. В этих проектах архитекторы стремились создать пространство, где жильцы имели бы доступ ко всем жизненным благам прямо в здании или поблизости.
Комплекс зданий политехнического университета
2-я Бауманская улица, дом 5
На территории бывшей Немецкой слободы возвышается комплекс зданий МГТУ, вобравший в себя архитектурные черты нескольких эпох. Главный корпус состоит из двух частей: старой, возведённой в конце XVIII — начале XIX века при участии архитектора Матвея Казакова, и новой, построенной в середине XX века. Первоначально строение представляло собой путевой Слободской дворец Павла I, но в 1826 году архитектор Доменико Жилярди преобразовал его в ремесленное училище, с которого и начинается история МГТУ. Позднее, в 1949–1960 годах, появился новый учебный корпус высотой в 12 этажей, спроектированный архитектором-конструктивистом Лидией Комаровой. Монументальные крылья здания протянулись вдоль Лефортовской набережной, создавая узнаваемый суровый силуэт знаменитой «Бауманки».
Сегодня на территории университета проходит самая масштабная архитектурная трансформация последних лет в Басманном районе. В составе нового научно-исследовательского кластера «Бауманки» — 14 модернизированных корпусов и ультрасовременный кампус на Яузе. С противоположного берега реки, куда ведёт новый велопешеходный мост, открывается лучший вид на этот комплекс.
«Дом 56»: параметрический минимализм
Улица Фридриха Энгельса, дом 56
Совсем рядом с МГТУ строят
Из других особенностей дома: панорамные окна, двор-парк в бионическом стиле, квартиры с террасами, детский клуб для жителей. Метро «Бауманская» в 15 минутах пешком от дома, до Рубцовской набережной — 6 минут. Отсюда легко отправиться на прогулку в поисках прекрасной архитектуры и укромных уголков Басманного.
Проектная декларация на сайте Дом.рф.