Генеральная уборка в сердце: клетки-санитары оказались связаны с восстановлением после инфаркта

Организм сам пытается избежать недостаточности, но получается не всегда. Ученые планируют помочь

31 мая 2022
Artur Kamalov / Alamy

Новое исследование Медицинской школы Файнберга (Северо-Западный университет США) показало, что человеческое сердце самовосстанавливается после инфаркта миокарда при помощи клеток иммунной системы. Ученые неожиданно обнаружили, что макрофаги — пожиратели погибших тканей — не только уничтожают поврежденные приступом клетки, но и запускают процесс заживления и образования новых сосудов в сердце.

Специалисты изучают механизмы восстановления сердца, чтобы найти способ избежать сердечной недостаточности — очень распространенного явления у пациентов после инфаркта. А также помочь сердцу обновляться эффективнее. Теперь ученым стало известно, какие клетки играют в этом процессе решающую роль.

Открытие удивило самих авторов: макрофаги считаются чистильщиками, которых иммунная система отправляет уничтожать остатки поврежденных или мертвых тканей, бактерии и другие токсичные для организма частицы. После инфаркта миокарда они первыми, по словам врачей, «выходят на сцену» и отправляются к сердцу для зачистки.

Чтобы оно полностью восстановилось, его нужно сначала полностью очистить от отмерших тканей. Как оказалось, «убираясь», макрофаги также производят особый тип белка VEGFC — фактор роста эндотелия сосудов. Это сигнальный белок, который стимулирует образование новых сосудов в органах и тканях.

Изучая процесс на лабораторных мышах, исследователи увидели два типа макрофагов: условно правильные и неправильные. Первые продуцировали нужный белок, а вторые — нет, но вызывали провоспалительную реакцию, которая могла навредить сердцу и окружающим тканям.

«Наша задача сейчас состоит в том, чтобы найти способ либо ввести VEGFC, либо „уговорить“ эти макрофаги индуцировать больше VEGFC, чтобы ускорить процесс восстановления сердца».

Когда некоторые макрофаги не работают на восстановление и являются повреждающими, у людей, перенесших сердечный приступ, увеличивается риск развития сердечной недостаточности.

Дальнейшие исследования направят на то, чтобы уменьшить или совсем устранить повреждающие макрофаги из процесса восстановления сердца. Ученые рассчитывают, что новые данные позволят вмешиваться на ранней стадии и предотвращать смертность от сердечной недостаточности.