Гамма-самцы: как потерявшие ногу пауки нашли способ размножаться без драк за самку

У всех есть свои преимущества

10 июля 2023Обсудить
E. C. Powell via Behavioral Ecology

Пауков-сенокосцев, у которых есть три типа самцов, снова исследовали ученые. Новая научная работа арахнологов опубликована в журнале Behavioral Ecology.

Самцы сенокосцев Forsteropsalis pureora обладают одинаковым набором генов, но различаются размерами и повадками, пишут ученые. Альфа-самцы крупнее других, они обладают короткими, но сильными челюстями, которые используют в борьбе за территорию и самок. Бета-самцы меньше, их челюсти более длинные и тонкие.

Но наиболее интересны гамма-самцы, они вовсе отказались от борьбы за внимание самок. Эти маленькие безоружные паучки предпочитают красться и нападать на беззащитных женских особей для совокупления.

Такой триморфизм (наличие трех различных форм) ученые описали еще в 2009 году в журнале Science, но только теперь предположили, почему он возникает. Виной тому автотомия.

Что такое автотомия?

agefotostock

Автотомия — это самопроизвольное отбрасывание конечностей, хвоста или других частей тела, наблюдаемое у многих животных при резком их раздражении, например при схватывании хищником.

Автотомия свойственна многим беспозвоночным: некоторые гидроидные полипы и актинии могут отбрасывать щупальца, немертины и кольчатые черви — конец тела, морские лилии, морские звезды и другие иглокожие — лучи, моллюски — сифоны, ракообразные — клешни и целые конечности. Из позвоночных автотомия наблюдается лишь у некоторых ящериц, которые могут отбрасывать хвост.

Если сенокосец отбросил ногу, удирая от хищника, у такого инвалида в 45 раз меньше шансов стать альфой. На счет того, почему именно это происходит, у биолога Эрин Пауэлл из Департамента сельского хозяйства и потребительских услуг Флориды есть несколько версий.

Во-первых, лишенные конечности сенокосцы могут не получать достаточно пищи с помощью охоты, что ведет к более скромным размерам. Во-вторых, возможно, им нет смысла становиться крупнее и отращивать мощные клешни для поединков, потому что эти особи и так находятся в невыгодном положении, когда дело доходит до боя с другим самцом.

Эрин Пауэлл

«Таким образом, ресурсы паукообразных могут быть вложены в другие вещи, такие как размер яичек, количество сперматозоидов или аэробное равновесие, чтобы гарантировать, что они максимально используют возможности спаривания, которые они получают».

Исследование показало, что опыт общения с хищником тоже может быть фактором, который влияет на внешний вид взрослой особи паука. А значит, известный закон эволюции, согласно которому выживает сильнейший, в некоторых случаях не работает. Остается неясным и то, почему альфа- и бета-самцы выработали для себя разные виды вооружения — первый мощнее, а другой ловчее дотягивается до противника во время схватки, когда натуралист в засаде видит только «скрещенье ног» в напряженном клубке?

В общем, у арахнологов в Новой Зеландии еще предостаточно материалов для исследования. Наверняка, не меньше его и в соседней Австралии, где концентрация пауков и прочей опасной живности на квадратный километр зашкаливает.