Огромное таинственное создание — горбатый кит — выбросился на берег. Зрителю предстоит узнать историю этих удивительных существ — обитателей мирового океана, а также отправиться в путешествие по неизведанным территориям и малоизвестному обществу китов с их невероятными способностями и богатой жизнью
По задумке режиссера, повествование в картине ведётся от их лица китов. В оригинальной версии голос рассказчика принадлежит оскароносному французскому актёру Жану Дюжардену («Артист»), а в российской закадровый текст озвучил известный артист и актёр дубляжа Сергей Бурунов. В кинотеатрах России фильм можно будет посмотреть как с озвучкой Сергея Бурунова, так и на языке оригинала с русскими субтитрами.
В центре сюжета картины оказывается выбросившийся на берег кит, за спасение которого берётся целая группа людей. Совместными силами они пытаются не дать млекопитающему погибнуть, а заодно как можно быстрее найти способ вернуть его обратно в океан. Режиссёр использует эту сюжетную линию, сконцентрированную всего лишь на одном ките, как рамку, внутри которой находится увлекательная история о судьбе его сородичей. Иллюстрируя рассказ удивительными кадрами подводной жизни, снятыми по всему миру, Жан-Альбер Льевр вовлекает зрителя в невероятное аудиовизуальное путешествие.
Закадровый голос в картине, согласно задумке режиссера, принадлежит китам — повествование ведётся от их лица. Голосом Жана Дюжардена главные герои фильма рассказывают о своём быте, об общении с сородичами, о тех бедах, которые принесло в их жизнь человечество, и также задаются риторическим вопросом 一 «чем мы заслужили такую жестокость?». Внешне это создаёт удивительное ощущение, которое позволяет зрителю почувствовать себя в шкуре одного из них. Чтобы достичь такого результата, съёмочной команде понадобилось максимально приблизиться к китам, что было довольно непростой задачей. Должны были совпасть несколько условий: благоприятная погода и подводная видимость, огромное терпение, хорошая реакция и удача. Режиссёр фильма Жан-Альбер Льевр старался снимать так, чтобы не нарушать спокойствие китов и минимизировать влияние съёмок на окружающую среду.
Как и во время производства своих предыдущих документальных фильмов, режиссер отдал предпочтение работе с маленькими съемочными группами, состоящими всего из двух-трёх человек — это позволило оперативно менять локацию съёмок, во многом зависящую от погоды и настроения китов. Благодаря удивительной изобретательности, терпению, профессионализму команды и использованию лучшего оборудования, Жан-Альберу Льевру удалось запечатлеть невероятные по своей красоте моменты из жизни китов.
Помимо захватывающего дух изображения, фильм поражает удивительно точной и кропотливой работой со звуком. Пение китов, шум волн, таинственные звуки морских глубин, эхом разносящиеся по океану — всё это по-настоящему погружает зрителя в подводный мир, где всем заправляют киты, и придаёт фильму дополнительный объем.
В сочетании с голосом рассказчика, который повествует об истории китов, их повадках и стиле жизни, схожестях и различиях видов, и об их опыте взаимодействия с людьми, о способе коммуникации, картина создаёт особый поэтично-философский настрой, идеально подходящий для созерцания океанских глубин. Не в последнюю очередь созданию этого настроя помогает выбранная авторами музыка, звучащая почти на протяжении всего фильма. Саундтрек картины составлен из уже существовавших композиций самых разных жанров — от изящного джаза до энергичного синтипопа и авторской песни. Среди них можно найти работу известного исландского кинокомпозитора Йоханна Йоханнссона, создавшего музыку для большинства картин Дени Вильнёва, или трек с последнего альбома легендарного канадского музыканта Леонарда Коэна.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Фильм получил своё название в честь поэмы Хиткоута Уильямса — «Whale Nation».
Съёмки картины проводились в Гренландии, Мексике, Аргентине, Полинезии, Бретани, Средиземном море, Нормандии, ЮАР, Австралии, Тонге, на Камчатке, в Антарктике, Норвегии и на Гавайях.
О РЕЖИССЕРЕ
Жан-Альбер Льевр — режиссер и продюсер документального кино. Он начинал свою карьеру в качестве организатора съёмок японских рекламных роликов в Европе. Всё изменилось, когда Жан-Альбер открыл для себя мир документальных фильмов о животных на последнем этаже Национального музея естественной истории. Там, на улице Кювье, расположилась киностудия, которую создал Жан-Мари Бофль, совместно с Жераром Кальдероном снявший знаменитые фильмы о животных: «Риск жить», «Любовь в мире животных» и «Сказки о дикой природе».
Фильмы были частично сняты в аквариумах, вивариях и террариумах, расположенных под самой крышей галереи минералогии в Саду растений. Там гениальность Жана-Мари Бофль позволяла снимать исключительные кадры с помощью эндоскопов, высокоскоростных камер и микроскопов, подсоединённых к камерам 35 мм. Позже, совместно с коллегами, Льевр оказался организатором большого документального сериала, который снимался во всех уголках планеты — от Непала до отдалённых уголков Индии, от равнин Масай Мара до горных вершин Рувензори, от мангровых лесов Мексики до тропических лесов Коста Рики. За 10 лет, вместе с небольшой командой, он открыл для себя практически все виды природных ландшафтов и все варианты съемок животных — от хищников до муравьёв.
От организации Льевр перешёл к съёмке и начал осваивать искусство монтажа. Воспользовавшись одним из путешествий и бывшим в его распоряжении оборудованием, Жан-Альбер приступил к работе над фильмом о заповеднике жирафов в Кении. Этот небольшой фильм вызвал всеобщее восхищение и официально утвердил его в новой должности продюсера-режиссёра. Спустя несколько месяцев, когда он только что закончил работу над документальным фильмом о верхнем слое тропического леса Коста Рики, рассказывающем о приключениях биолога-исследователя, жившего благодаря гигантской паутине на вершине деревьев, со ним связался Николя Юло, который тоже хотел для своей передачи отправиться на исследования верхних слоев леса и снять флору и фауну, населяющую вершины деревьев. Так началось долгое сотрудничество Льевра с циклом передач Ушуайа.
За более чем 25 лет он побывал в Африке, Азии, Океании, Арктике и Антарктике, причём снимал свои сюжеты силами совсем маленькой команды — не больше трех человек. Это стало его фирменной особенностью — малочисленность команды делало её максимально реактивной, мобильной, незаметной и гибкой. Той же особенностью Льевр воспользовался и во время съемок фильма «Киты: Стражи планеты». Как раз во время одного из таких путешествий Льевру впервые представилась возможность поплавать с китами. Этот опыт стал для режиссера настолько волнующим и запоминающимся, что у него возникло уверенное желание поделиться им с остальным миром. Правда, прежде чем это желание наконец-то воплотилось в жизнь, Жану-Альберу пришлось подождать 31 год.
СОЗДАТЕЛИ О ФИЛЬМЕ
Режиссер о съёмках: «В отличие от съёмок крупных циклов про животных, для которых обычно собираются большие команды по всему свету, я решил снимать „Киты: Стражи планеты“ по-другому, предпочтя мобильность съёмок с максимально урезанной командой и работая с местными профессионалами. Поскольку киты обитают по всему миру, я решил ограничить перемещение людей и оборудования. Например, Мексике отдавалось предпочтение, так как там обитает три вида китов. Съёмочные группы были сокращены до 2-3 человек, причем предпочтение отдавалось техническим специалистам и оборудованию, которые уже были на месте. Таким образом, после отправления из Парижа нас всегда было не больше трёх, а иногда я уезжал один и работал с местными рыбаками, водолазами, операторами дронов или звукорежиссёрами. Мы передвигались с минимумом поклажи, а всё тяжёлое брали в аренду уже на месте (кессоны, баллоны, комбинезоны, компрессоры, дроны и т.д.)».
О терпении: «Часто за целый день не удавалось отснять пригодных кадров. Но иногда чудесная встреча за несколько часов стирала несколько неудачных дней. Нужно только быть терпеливым, доверять, никогда не отчаиваться и окружать себя лучшими специалистами».
Жан Дюжарден о фильме: «Я был тронут работой Жана-Альбера, этими двумя с половиной годами охоты за изображениями, встречами с совершенно удивительными млекопитающими, совершенно внеземными».
«Монтаж очень умный, необычный и современный. Выбор музыки тоже: хип-хоп, джаз, рок. Воссоздание песни каждого кита в соответствии с типом музыки — это здорово».
О процессе озвучки: «Не было и речи о том, чтобы я занимал слишком много места. Это мягкий баланс между тишиной, наполненностью и пустотой, музыкой, оригинальными звуками. Это довольно интересное упражнение. Иногда я добавлял немного улыбки, а иногда немного серьезности, но не будучи при этом слишком строгим».