Ежей обвинили в появлении опасной бактерии

Как выяснили специалисты, устойчивые к антибиотикам штаммы золотистого стафилококка появились именно у этих милых существ

10 января 2022

Международная группа ученых попыталась разобраться, как появились устойчивые к антибиотику метициллину штаммы золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Часто можно услышать, что антибиотикорезистентность обусловлена широким применением антибактериальных препаратов. Однако, как доказали исследователи, метициллин-резистентный золотистый стафилококк (MRSA) появился около 200 лет назад, задолго до начала клинического использования антибиотиков.

Ежей обвинили в появлении опасной бактерии
National Institute of Allergy and Infectious Diseases

Метициллин-резистентный золотистый стафилококк является одним из наиболее распространенных устойчивых к антибиотикам бактериальных патогенов. Эта форма золотистого стафилококка приводит с трудноизлечимым заболеваниям, таким как сепсис и пневмонии.

Специалисты изучили бактерии, присутствующие у ежей в десяти странах. Оказалось, что животные, обитающие в Великобритании, Чехии, Дании, Португалии и Новой Зеландии были носителями бактерии с геном mecC-MRSA, который отвечает за устойчивость к антибиотикам. Ежи из Греции, Румынии, Италии, Франции и Испании не были носителями данного гена.

Ученые считают, что устойчивость к антибиотикам развилась у золотистого стафилококка в результате борьбы за выживание. Дело в том, что на коже ежей часто встречается и грибок Trichophyton erinacei, который производит свои собственные антибиотики.

«Используя технологию секвенирования, мы проследили гены, придающие mecC-MRSA устойчивость к антибиотикам, вплоть до их первого появления, и обнаружили, что они существовали уже в XIX веке, — рассказал один из авторов исследования Юэн Харрисон (Ewan Harrison). — Наше исследование показывает, что первоначальное появление MRSA было вызвано не использованием пенициллина, а естественным биологическим процессом».

Использованы материалы Sci News