Элитное здоровье: названа особенность организма людей, которые перешагнули 100-летний рубеж

Геронтологи рассказали, что объединяет всех долгожителей

3 апреля 2023
Chris Willson / Alamy

Команда исследователей из медицинских школ Тафтса, Гарварда и Бостонского университета обнаружила, что долгожители обладают «элитной» высокофункциональной иммунной системой, которая на протяжении жизни успешно адаптировалась к личной истории болезни владельца. И благодаря этому откладывает в долгий ящик характерные для старости болезни, а также продолжает отражать атаку инфекций.

По данным ООН, до сих пор менее 1% людей от всего населения Земли доживают до 100 лет. Поэтому ученые называют долгожителей очень редкой популяцией. И отмечают, что у них запаздывает появление связанных со старением заболеваний и смертность, а значит, их иммунная система по каким-то причинам остается функциональной даже в очень преклонном возрасте.

Авторы проанализировали наборы данных 14 долгожителей, средний возраст которых составлял около 106 лет. Исследовали мононуклеарные клетки периферической крови: моноциты, лимфоциты, макрофаги. Геронтологи объединили результаты с данными еще 52 человек более молодого возраста, 20-89 лет, чтобы выявить изменения иммуноспецефичных паттернов старения и экстремального долголетия.

Паола Себастиани

«Анализ выявил изменения состава и транскрипции клеток, а также уникальные изменения генов в иммунных профилях долгожителей, отражающие нормальный иммунный ответ. Это подтверждает наличие защитных факторов, которые повышают их способность восстанавливаться после инфекций и достигать глубокой старости».

По выводам авторов, перешагнувшие 100-летний рубеж могут похвастать особым составом и активностью иммунных клеток.

Результаты исследования могут стать основой для изучения механизмов иммунной устойчивости, которые приводят к долголетию. А также помочь разработать новые методы терапии для восстановления после болезней, здорового старения и продления жизни людей.