Экстренная эволюция: зачем чернобыльские лягушки радикально поменяли окрас

Это уникальный случай, когда вид изменился за каких-то три десятка лет

3 октября 2022
blickwinkel / Alamy

Специалисты из Упсальского университета (Швеция) обнаружили в Чернобыле и районах вокруг него изменения окраса квакш. Исследования показало, что после катастрофы на ядерном реакторе АЭС лягушки экстренно эволюционировали. Из ярко-зеленых они превратились в черных или коричневых. При этом чем ближе к эпицентру они живут, тем окрас темнее.

В результате аварии на ЧАЭС в 1986 году произошел крупнейший в истории выброс радиоактивных материалов в окружающую среду. Последствия были тяжелыми и часто смертельными как для населения этих территорий, так и для природы. Спустя 36 лет в Чернобыльской зоне отчуждения образовался своего рода «заповедник», где не живут люди, однако нашли убежище многие исчезающие виды животных.

Для ученых остается важным вопрос, каким образом они приспосабливаются и выживают в условиях радиации, которая вызывает мутации и может повреждать генетический материал. Однако она же может служить мощным фактором отбора, который поощряет развитие механизмов для жизни в загрязненной среде.

Evolutionary Applications

Одним из объектов исследований стали восточные квакши. В 2016 году рядом с ядерным реактором ученые собрали несколько особей с нехарактерным черным оттенком. Обычно этот вид имеет ярко-зеленый окрас, изредка более темный.

Известно, что пигмент меланин отвечает за темный цвет кожных покровов многих живых организмов, а также уменьшает негативное воздействие УФ-излучения. Предыдущие исследование показали, что его защитная функция может распространяться на ионизирующее излучение. Меланин может частично поглощать и рассеивать его и даже нейтрализовать ионизирующие молекулы внутри клеток.

За три года ученые проанализировали окраску спинной кожи более 200 самцов лягушек, отловленных в 12 разных прудах. Результаты подтвердили: лягушки из Чернобыля имеют гораздо более темную окраску, чем их родичи из контрольных групп за пределами зоны отчуждения.

По выводам авторов, чернобыльские лягушки должны были пройти процесс эволюции крайне быстро — в ответ на радиацию. До 1986-го особи с более темной окраской были в меньшинстве. А когда они оказались более защищены своим меланином во время аварии, этот признак стал закрепляться. В итоге всего за три десятилетия редкие черные квакши стали доминирующим типом в своей популяции, потому что успешнее выживали и размножались.

Изучение чернобыльских животных и их механизмов приспособления в итоге могут помочь и человеку найти способ защиты, а значит, уменьшить страдания от повреждения клеток под воздействием радиации в случае ядерных аварий или катастроф. Также эти исследования, по словам ученых, ценны в таких областях, как работа с ядерными отходами и полеты в космос.