Дверь в подсознание: найден способ управлять снами с помощью нервно-паралитического оружия

Возможно, открытие поможет пациентам справиться с психологическими проблемами

18 апреля 2022
Mariano Garcia / Alamy

Способность осознавать себя во сне и управлять сновидениями давно привлекает внимание ученых, изучающих закоулки человеческого подсознания. Исследователи из Висконсинского университета в Мадисоне обнаружили, что препарат для лечения болезни Альцгеймера значительно повышает шансы почувствовать себя творцом хотя бы во сне. Исследование было опубликовано в журнале PLOS One в 2018 году.

Эффект осознанных сновидений дает активный компонент препарата галантамин — ингибитор, который подавляет образование в мозге фермента ацетилхолинэстераза. Этот ингибитор встречается в природе в виде ядов, применяется как нервнопаралитическое оружие, а также для лечения шизофрении и аутизма.

В эксперименте приняли участие любители осознанных сновидений, уже познакомившиеся с ними с помощью психологических техник. В течение трех дней участники эксперимента тренировали свое сознание, увеличивая прием препарата: сначала им давали плацебо, а потом настоящее «средство для снов наяву».

Выяснилось, что у 14% участников контролируемые сновидения наблюдались уже при приеме «пустышки». Когда дозу увеличили до 8 мг, положительный эффект отмечался у 42% испытуемых.

— Трогая кирпичную стену, я мог ощущать грубую текстуру и форму каждого кирпича, — поделился впечатлением один из членов команды нейробиолог Бенджамин Бэрд из Висконсинского университета в Мадисоне.

Комбинированный метод привел к тому, что в общей сложности 57% участников смогли видеть осознанные сны по крайней мере в одну из двух ночей при активной дозе галантамина.

Помимо необычных ощущений, осознанные сновидения могут выстроить мост между подсознанием и сознанием, а также помочь человеку разобраться со своими проблемами, заново проживая болезненный опыт.

Ученые предупреждают: данный метод требует дополнительных исследований, управлять сновидениями с помощью таблеток небезопасно.