Древняя столица кобанцев: археологи нашли в горах на юге России средневековый город

Поселение осматривают с воздуха, чтобы детально описать

11 мая 2022
Natalia Zakhartseva / Alamy

Более 40 гектаров средневекового или еще более древнего поселения открылись с высоты группе археологов РАН в горах Карачаево-Черкесии. Экспедиция Института археологии работает на знаменитом Хумаринском городище уже около пятнадцати лет. Новый город, который мог быть столицей этих земель, сейчас исследуют с квадрокоптеров.

Сверху ученым удалось разглядеть плотную застройку, состоящую из маленьких каменных домиков, к которым примыкают два древних кладбища. Одно захоронение сделано в скале, второе состоит из курганов. Археологи отмечают, что это необычное поселение — ничего подобного в республике не находили.

Археологи определили, что верхние слои поселения относятся к средневековью — вероятнее всего, VIII–XIII векам. Однако, по словам ученых, под ними могут скрываться и более древние.

На это косвенно указывают масштабы города — 40 гектаров, и наличие сразу двух некрополей. В соседнем Хумаринском городище, которое было крупной крепостью и поселением в тот же период, не найдено ни одного.

«Мы считаем, что это поселение могло быть столицей располагающихся неподалеку других поселений кобанской археологической культуры, так ли это — покажут дальнейшие работы»

Составление подробного плана горной столицы археологи рассчитывают завершить к концу 2022 года. Далее предстоят длительные раскопки, изучение города, быта его жителей, датировка находок. Исследователи надеются обнаружить много интересных артефактов, особенно, если подтвердится, что поселение существовало уже в эпоху кобанской культуры.

Кобанцы жили по обе стороны Главного кавказского хребта на рубеже бронзового и железного веков, то есть примерно с XIII по IV век до нашей эры. На кобанскую культуру оказывали большое влияние северные соседи — скифы и сарматы, благодаря чему формировалась смешанная этническая аристократия. Кобанцы занимались земледелием, скотоводством и были прекрасными мастерами в металлообработке. Найденные изделия этой культуры очень самобытны и признаны шедеврами прикладного искусства.

По материалам ТАСС.