Драмы, инженерные изобретения, смертельные опасности: как проходит весна в мире насекомых и пауков

Выдающейся натуралист Карл Линней говорил, что природа наиболее удивительна в малом. В справедливости его высказывания убеждаешься, наблюдая за насекомыми и паукообразными

1 мая 2021

Чтобы увидеть, как проявляет себя весна в мире миниатюрных созданий, не надо далеко ехать. Достаточно выйти во двор или в ближайший парк. Еще ранней весной можно заметить на улице бескрылых, похожих на пауков, комариков, ползающих по снегу. Это комары-хионеи — известные, но еще малоизученные насекомые. Многое в их биологии — загадка.

Хионея, или бескрылый зимний комар
Pikabu.ru

Весной также не исключена встреча со снеговой блохой — коллемболой. Она подобно настоящей блохе совершает внушительные для своих размеров прыжки. Ученые установили, что в организме этих насекомых содержатся особые белки-атифризы, которые помогают им оставаться активными даже тогда, когда другие насекомые впадают в оцепенение. Чуть позже, когда сойдет снег, снежных комаров и блох уже сложно найти. Слишком они скрытны и загадочны.

Муравей тащит добычу

Зато муравьи скрываться не собираются. Наоборот, начиная с марта в теплые погожие деньки они выбираются из муравейников, бегают по их поверхности и снова возвращаются в дом. Со стороны их действия кажутся бессмысленной суетой. Но нет, оказывается, что муравьиная «возня» имеет большой практический смысл. Каждый муравей, греется на солнышке, а потом несет тепло под землю, тем самым способствуя обогреву жилища. За миллионы лет столь нехитрая, на первый взгляд, система отопления доказала свою эффективность. Люди относительно недавно последовали примеру муравьев, построив метро. Там, как и в муравейнике, нет обогревателей и печей, температура поддерживается за счет тепла, выделяемого машинами и людьми, что спускаются под землю подобно муравьям. Поэтому не стоит снисходительно смотреть на братьев наших меньших: у них нам есть чему поучиться.

Клещ-краснотелка

Поодаль от муравейников на земле среди жухлой травы нетрудно различить ярко-красные движущиеся точки. Если внимательно к ним приглядеться, то станет ясно, что это крошечные клещики-краснотелки. Их длина — около 2–3 миллиметров. В личиночном состоянии они паразитируют на насекомых, а, став взрослыми, охотятся на еще более мелких обитателей почвы. Стоит заметить, что краснотелки очень красивы, похожи на плюшевую игрушку, и, к счастью, большинство из них не представляют угрозы для человека.

Здесь же, на земле, разворачиваются настоящие драмы. Вот, к примеру уже в апреле роющие осы усиленно выкапывают в песке нору, где вскоре будут жить прожорливые личинки. Чтобы прокормить потомство, осы охотятся. Они с быстротой молнии атакуют пауков или гусениц и с изумительной точностью жалят их прямо в нервные центры. Особенно захватывающе выглядит охота ос на пауков, которые также становятся активны весной. Об этом противостоянии лучше всего написал знаменитый энтомолог Ж.А. Фабр: «Силы их часто бывают равны, даже нередко преимущество в этом отношении бывает на стороне  пауков. У насекомых есть свои военные хитрости, свои, мудро обдуманные, удары, у пауков — свои гибельные капканы и хитрости. Первое располагает быстротой движений, второй может рассчитывать на коварство своих сетей; у одного есть жало, умеющее колоть в подходящую точку, чтобы вызвать паралич жертвы, у другого есть пара челюстных крючков, которые умеют кусать в затылок и вызывать внезапную смерть; с одной стороны парализатор, с другой  — убийца. Кто из них станет дичью другого?» Наблюдения показывают, что исход схватки всегда один: паук оказывается парализованным, а оса тащит его к своей голодной личинке в свою нору.

В апреле-мае в песчаной почве появляются небольшие воронки. Если неосторожное насекомое упадет в них, то моментально станет жертвой личинки муравьиного льва. Ее могучие серпообразные челюсти удерживают жертву и не дают ей никаких надежд на спасение. Когда же личинка окуклится и превратится во взрослую особь, то будет изящно порхать и питаться нектаром. Вот такое превращение безжалостного убийцы в фею!

Возле освободившихся от ледяных оков рек, в мелких лужах тоже кипит жизнь. Водомерки скользят по поверхности воды в поисках жертвы. На охоту вышли и мушки-зеленушки. Они, подобно фигуристам на льду, легко и непринужденно катаются по воде. Для многочисленных обитателей лужи — жучков, личинок комаров — эти охотники страшны, как лев для газели. Поэтому посидев возле обычной лужи, наблюдательный человек может увидеть полные драматизма сюжеты.

Мушки-зеленушки на воде

Особое оживление царит вокруг первоцветов. Бабочки-крапивницы, зимовавшие под корой деревьев и расщелинах старых домов, жадно поглощают нектар прострелов и ив. Сбором цветочных даров начинают заниматься пчелы. Некоторые из них, в отличие от хорошо знакомых нам домашних пчел, не живут в ульях или дуплах, а роют гнездо прямо в песке. Благо, что земля талая, податливая.

На первых цветах насекомых уже поджидают пауки-крабы, известные мастера маскировки и охоты. Паук-краб способен часами неподвижно сидеть на цветке, сливаясь лепестками, листьями, буквально становясь невидимкой. Но стоит бабочке или мухе сесть на цветок, как охотник совершает быстрый бросок.

Паук-краб поймал муху-журчалку среди цветов дикого абрикоса

Тепло пробуждает от зимнего сна не только безобидных для нас существ, но и мелких, чрезвычайно опасных, иксодовых клещей, являющихся разносчиками клещевого энцефалита и ряда других заболеваний. Они передают инфекцию, когда присасываются к жертве, чтобы напиться крови. Конечно, не каждый клещ переносит заразу. Тем не менее, любуясь природой, необходимо принять меры предосторожности: периодически осматривать одежду, пользоваться репеллентами, своевременно поставить прививку от клещевого энцефалита. Тогда наблюдения за насекомыми, птицами и цветами будут более безопасными и подарят массу приятных впечатлений.

Фото: автора, если не указано иное