Земля может погрузиться в хаос: пугающее предупреждение физиков

У человечества еще есть время повернуть все вспять, но это так скучно, не правда ли?

20 июня 2023Обсудить

Физики из португальского Университета Порту описали не самую привлекательную картину будущего Земли. Не последний день Помпеи, конечно, но приятного все равно мало. И увидеть эту картину можно будет, если в какой-то момент равновесие климата невозможно будет восстановить.

Земля может погрузиться в хаос: пугающее предупреждение физиков

На сервере препринтов arXiv исследователи опубликовали свою версию событий будущего, в которой нашлось место и постоянным лесным пожарам, и бурям, и невиданным температурным рекордам. Климатологи заявляют, что все это — следствия сжигания ископаемого топлива, вырубки лесов, роста земледелия и другой деятельности человека.

Ученые обращают внимание на то, что пока вся эта деятельность развивается, ресурсов и пространства планеты больше не становится. Учитывая это, они смоделировали, как простая точка (назовем ее «сегодня») может превратиться в хаос.

Впрочем, не все выглядит так угрожающе. Во-первых, мы не обязательно движемся к климатической гибели. Физики говорят, что если вовремя остановиться и стабилизировать климатические изменения, мы можем отделать легким испугом в виде более высокой средней температуры. Но мы же не остановимся. И на этот случай у исследователей есть версия «хаос».

В экстремальной ветви развития, по версии физиков, нас ждут крутые сезонные колебания и погодные явления — такие, что на смягчение последствий надеяться не приходится. Этот вариант ученые не считают (пока) неизбежным, и говорят, что у человечества в целом есть возможность и время, чтобы разработать стратегии по смягчению последствий изменения климата. При этом сколько времени у нас осталось до того момента, когда мы вступим в точку невозврата, физики не уточняют. А земная ось тем временем сдвинулась на 78 см.