Добрая советская традиция: зачем космонавты берут с собой на МКС игрушки

Вместе с новой интернациональной миссией на станцию прибыл плюшевый спаниель

6 марта 2024

NASA TV / YouTube

Восьмой экипаж миссии SpaceX, который в ночь на 4 марта стартовал на борту корабля Dragon Endeavour и 5 марта прибыл на МКС, состоял из трех астронавтов НАСА, космонавта Роскосмоса и плюшевого английского спрингер-спаниеля — точной копии домашней собаки командира. На видео с борта капсулы можно рассмотреть, как Мэтью Доминик отпускает игрушку, и она парит, показывая, что они уже находятся в условиях микрогравитации космического пространства.

Индикатор невесомости

В экипаж SpaceX Crew-8 вошли командир Мэтью Доминик, пилот Майкл Барратт и специалисты миссии Жанетт Эппс и Александр Гребенкин. Во время полета из Центра управления полетами в Хоторне, Калифорния, им задали вопрос — соблюдают ли они космическую традицию, принося на борт небольшую игрушку, чтобы наглядно продемонстрировать «свободно плавающее состояние объектов» на околоземной орбите.

Члены миссии подтвердили, что у них есть так называемый «индикатор невесомости», и он уже в деле. Это оказалась маленькая плюшевая собака — спаниель с пушистыми коричневыми ушами и пятнами на лапах. Он продолжает уже пятилетний обычай SpaseX: пять лет и один день назад компания впервые запустила беспилотную миссию, с которой в капсуле для будущего экипажа и груза полетела плюшевая планета Земля. Эту традицию SpaseX переняли у российской (и советской) космической программы, которая с самых первых полетов человека в космос запускала игрушки на орбиту в качестве «индикаторов невесомости» и символов, важных для команды. Часто это были куклы детей космонавтов.

Командир Crew-8 тоже рассказал, что их индикатор выбрали его дочери, которые скучают без папы, и они дали ему с собой маленькую версию их домашнего любимца — английского спрингер-спаниеля.

«Значение нашего индикатора невесомости в том, кто его выбрал. У многих родителей по всему миру есть работа, которая отрывает их от семей на длительное время, чтобы служить обществу, стране и всему миру», — отметил Мэттью Доминик.

<p>Мэттью Доминик</p>

«Выбор был предоставлен моим дочерям, чтобы показать жертву, на которую идут дети во всем мире, пока их родители служат вдали от дома».

Чебурашка, «Лего» и олимпийский мишка

На российских «Союзах» игрушка обычно взлетает во время отделения второй ступени, а на Crew Dragon — первой. Индикатор показывает, что двигатели успешно стартовали, началось новое ускорение и возникла микрогравитация.

С российскими экипажами в космосе побывали символы олимпиад, чемпионатов, других праздников и событий, актуальных на тот момент. В том числе волк Забивака, белый медведь с Игр-2014 и Чебурашка. Командир «Союза МС-15» Олег Скрипочка брал с собой игрушечного единорога по просьбе своей дочери, а Сергей Крикалев — любимого плюшевого медвежонка своего ребенка, которого вернул хозяину через полгода, вернувшись из полета. Также летали снеговик Олаф, птичка из Angry Birds и многие другие.

Роскосмос

Астронавты НАСА, которые тоже захотели последовать обычаю, брали в космос фигурки «Лего», Базза Лайтера из «Истории игрушек» — в общей сложности 14 предметов за время полетов SpaceX, надеясь, что это также подстегнет интерес детей к космосу. В седьмом экипаже семья командира Андреаса Могенсена передала команде трехпалого ленивца Сашу, намекнув на «скорость по жизни капитана их миссии».

Экипаж Crew-8 и плюшевый пес успешно перешли на борт МКС — на неделю количество людей на станции увеличилось до 11 человек, пока четверо из команды Crew-7 не отправятся на Землю.

Доминик, Барратт, Эппс и Гребенкин, как планируется, будут работать на борту станции шесть месяцев: они должны провести более 200 научных экспериментов, в том числе по влиянию микрогравитации на организм людей. Результаты исследований будут использовать для подготовки будущих полетов человечества на Луну.