До сих пор острые: посмотрите на костяные ножи древних африканцев для добычи коровьей крови

Для некоторых племен эта жидкость — и еда, и напиток, и лекарство

27 марта 2023
Коровы на водопое, Сомалийский регион, Эфиопия
Legion Media

В ходе раскопок на древнем кладбище, расположенном в котловине Летти на севере Судана, археологи нашли инструменты, возраст которых составляет около семи тысяч лет. Пять острых как бритва ножей прямой и изогнутой формы сделаны из заточенных костей крупного рогатого скота, сообщает arkeonews.net.

Специалисты считают, что с помощью этих инструментов древние скотоводы перерезали коровам яремную вену, чтобы напиться свежей крови. Так же, к слову, поступают и современные представители племени масаи в Кении и Танзании.

Эта практика, как принято считать, не приносит животным вреда — корове задирают голову, быстрым, резким движением перерезают вену, подставляют миску под льющуюся кровь, а затем залепляют ранку глиной, чтобы она срослась.

M.Osypinska via arkeonews

Для масаи коровья кровь — это одновременно и обычная, и священная еда. Считается, что кровь особенно полезна тем, кто болеет, так как в ней много белка. Коровью кровь пьют и саму по себе, и смешивая ее с молоком, и добавляя в другие блюда. Судя по всему, кровь входила в рацион местных жителей и семь тысяч лет тому назад.

Кроме инструментов для кровопускания, археологи также наткнулись на захоронение молодого человека, которому после смерти придали позу эмбриона. Юноша был накрыт шкурой животного, выкрашенной охрой. В его черепе ученые обнаружили маленькое, точно просверленное отверстие. Пока не ясно, было оно сделано в ходе операции или же это часть какого-то ритуала.

Коровьей кровью лечатся не только масаи. Такой обычай есть, например, в кенийском племени туркана и у народа мундари, который живет в Южном Судане.