Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

До последней кадрили: каким был бальный этикет в России

На балу важно все — и безупречно танцевать, и роскошно выглядеть, и правильно себя вести

16 сентября 2023Обсудить

Первые балы в России стали устраиваться в петровские времена — одним из развлечений на учрежденных царем-реформатором ассамблеях были танцы. Впрочем, тогда, по свидетельству современников, такие увеселительные вечера не отличались утонченностью и были похожи, скорее, на боярские застолья. Позже, во времена Екатерины Великой, балы стали регулярным мероприятием для избранного круга лиц, приближенных ко двору. Однако всеобщую популярность среди знати, дворянства и «высокого купечества» балы приобрели лишь в XIX веке. 

До последней кадрили: каким был бальный этикет в России
Кадр из фильма «Война и мир», 1956
Источник:
Youtube

Историк моды, эксперт Академии дизайн-профессий Pentaschool Иван Шуринов рассказал, как было принято одеваться на балы и какие правила этикета следовало соблюдать, чтобы не спровоцировать скандал в высшем обществе.

Историк моды

эксперт Академии дизайн-профессий Pentaschool

По каким случаям устраивали балы? 

Балы давались круглый год. Они могли быть связаны с каким-либо значимым событием — календарным праздником, именинами, помолвкой, свадьбой. Но настоящими «марафонами» танцевальных мероприятий были бальные сезоны. 

Сезон начинался в конце осени, когда все знатные и важные особы возвращались из летних усадеб в город. Продолжался он до весны, пока погода не становилась благоприятной для отдыха на природе. И лишь в период религиозных постов устраивать балы было не принято.  

До последней кадрили: каким был бальный этикет в России
Сцена на роковом балу, данном по случаю именин Татьяны Лариной. Кадр из фильма-оперы «Евгений Онегин», 1958
Источник:
Youtube

За один день знатные господа и дамы могли присутствовать на двух, а то и на трех балах. Это требовало немалых усилий, так как танцы часто проходили до самого утра, а в тот же вечер нужно было опять идти на бал. Иногда такой напряженный график доводил заядлых танцоров и модниц до болезней, которые могли привести к летальным исходам.

Чтобы как-то контролировать бальную суматоху, был разработан специальный этикет. Он регламентировал внешний вид гостей, культуру поведения, танцевальный репертуар и оформление помещений: залов, игральных и курительных комнат, буфета.

Какую одежду выбирали для бала? 

В уездных городах к бальному этикету относились попроще, но в Москве и Санкт-Петербурге к нему подходили со всей ответственностью.

Подготовка к балу занимала огромное количество времени, особенно у женщин. Незамужние девушки должны были присутствовать на балу в скромных платьях светлых цветов с небольшим количеством украшений.

«Язык цветов»

Вместо броских украшений девушки носили портбукет. Этот аксессуар представлял собой миниатюрную вазочку. В нее помещались различные цветы, которым присваивалось то или иное символическое значение. С помощью цветов можно было безмолвно рассказать о чувствах, указать на намерения — например, готовность к флирту, — сообщить о принадлежности к определенным кружкам.

До последней кадрили: каким был бальный этикет в России
Модная причёска (вид сбоку и спереди) и букет. Лист из журнала «Московский наблюдатель». 1834 (?)
Источник:
Блог Исторического музея (ГИМ)

В начале XIX века вошел в моду «Александровский букет», названный в честь российского императора той эпохи. Дамы носили букеты из цветов и растений, начальные буквы названий которых составляли имя Alexander: Anemon, Lilie, Eicheln, Xeranthemum, Accazzie, Nelke, Dreifaltigkeitsblume, Epheu и Roze (анемон, лилия, желудь, амарант, акация, гвоздика, анютины глазки, плющ, роза). Большие букетики носили на груди, маленькие — в волосах. 

Взрослым дамам разрешалось гораздо больше — от роскошных платьев с глубокими декольте до всевозможных ювелирных изысков. В разные десятилетия наряды дополнялись разными аксессуарами — перьями, палантинами (в начале XIX века в моде был сольный танец с шалью) и сумочками. Неотъемлемой деталью бального костюма были высокие перчатки, а также веер, который украшался в зависимости от моды эпохи; обращение с ним было также сродни языку для общения с кавалером. А вот обувь была почти одинаковой — мягкие туфли наподобие современных балеток.

У кавалеров тоже был свой дресс-код. Он включал в себя фрачную пару, белый жилет, белый или черный галстук. Изначально фраки были разных цветов, но к концу 1830-х годов утвердилась мода на черный цвет. 

До последней кадрили: каким был бальный этикет в России
Бал у княгини М. Ф. Барятинской. Григорий Гагарин, 1832
Источник:
Wikimedia Commons

Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности. Военные же приходили на бал в соответствующем их полкам торжественном обмундировании. Из обуви мужчинам полагалось носить бальные башмаки, и лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства перед молодыми девушками.

Как следовало вести себя на балу?

Приехав в дом, где проходил бал, в первую очередь следовало поприветствовать хозяев. Мужчины вели жен под левую руку, так как женщина всегда должна быть у сердца.

Девушкам полагалось вести себя скромно. Приходить на бал им следовало в сопровождении родителей, матери или старшего брата. Перед тем, как пригласить девушку на танец, кавалерам нужно было пообщаться с ее сопровождающими, чтобы показать свои благие намерения. 

До последней кадрили: каким был бальный этикет в России
«Андрей Болконский и Наташа Ростова на её первом балу». Леонид Пастернак, 1893
Источник:
Wikimedia Commons

Дамы и девушки приходили на бал с книжечкой, которая называлась «карне» или «агенд». В ней они записывали имена кавалеров, пригласивших их на танец. Обещать двум кавалерам один и тот же танец было верхом неприличия, так как мужчины чувствовали себя оскорбленными. Порой такие «конфузы» доводили до дуэлей. 

Желая пригласить даму на танец, кавалер подходил к ней, кланялся и произносил учтивую фразу: «Могу ли я надеяться, что вы удостоите меня танцевать с вами вальс?» Дама, принимая приглашение, отвечала реверансом. 

Отказать в танце было возможно по причине сильной усталости или же если танец был обещан другому. Но если на балу присутствовал сам император, то его приглашение принималось всегда, независимо от того, давала ли дама согласие на танец другому или нет.

После танца кавалеру следовало проводить даму туда, куда она попросит — к родителям, в буфет или к подругам. Также следовало поблагодарить друг друга за оказанное внимание и сказать пару невинных комплиментов.

На балу исполняли разные танцы: полонез, мазурку, вальс (не сразу вошедший в бальную программу и долгое время считавшийся недостаточно пристойным), галоп, польку, кадриль, алагрек («на греческий манер»). Обычно мероприятие открывал торжественный полонез. В начале века балы завершались греческим танцем, потом ему на смену пришел веселый котильон, а на танцевальных вечерах конца столетия кульминацией торжества становился вальс.

Гости могли уйти как попрощавшись с хозяевами, так и не оповестив их. Однако в течение последующих дней все они приходили с благодарственным визитом, чтобы сказать комплименты радушным хозяевам и, конечно же, посплетничать.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения