Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Для адептов фотоискусства: 5 исторических технологий фиксации изображения при помощи серебра, стекла и платины

Некоторые из них практикуются фотографами и сегодня — в век цифровых технологий

6 марта 2023

«Отцом» искусства фотографии является француз Жозеф Нисефор Ньепс — в 1820-х годах он сделал первые в истории снимки, а самой ранней из сохранившихся фотографий считается пластина, на которой запечатлен вид из окна мастерской Ньепса в Ле Гра.

С тех пор фотографические технологии изменились до неузнаваемости — в наши дни фотоаппарат есть в кармане практически у каждого, снимки продвинутых камер смартфонов отличаются высоким качеством, а печать цифровых фотографий не составляет труда. Но и сейчас любители и фотографы-профессионалы порой прибегают к старинным способам фиксации изображения на бумаге и других носителях. «Вокруг света» кратко рассказывает о пяти таких технологиях, возникших в XIX веке.

Для адептов фотоискусства: 5 исторических технологий фиксации изображения при помощи серебра, стекла и платины
То самое изображение, полученное Ньепсом, датируется 1826-м или 1827 годом. В начале XXI века оно вошло в список «100 фотографий, изменивших мир», составленный редакцией журнала Life
Источник:
Wikimedia Commons

Дагеротипия

Ньепс, скончавшийся в 1833 году, экспериментировал с пластинами из пьютера (сплава олова), на которые был нанесен битум, а затем обрабатывал их маслом, растворителем и кислотой для закрепления изображения, с которого потом можно было делать типографские оттиски. В 1826 году Ньепс познакомился с художником и изобретателем Луи Дагером, который усовершенствовал первоначальную технологию и в 1837 году дал старт массовому распространению фотографии.

Названная именем своего создателя дагеротипия предусматривает использование серебряных или покрытых серебром пластин, предварительно обработанных парами йода. После пребывания на свету в камере-обскуре в течение примерно 15-30 минут на такой пластинке можно проявить изображение, подержав ее в парах ртути.

Для адептов фотоискусства: 5 исторических технологий фиксации изображения при помощи серебра, стекла и платины
Дагеротип 1837 года, на котором запечатлена мастерская художника
Источник:
Wikimedia Commons

Из-за внешнего облика дагеротипы называли «зеркалом с памятью», а разглядеть изображение на них можно было только под определенным углом. При этом пластинки были хрупки и требовали бережного хранения.

Для адептов фотоискусства: 5 исторических технологий фиксации изображения при помощи серебра, стекла и платины
Дагеротип с изображением неизвестной женщины, около 1850 года
Источник:
Artokoloro / Alamy via Legion Media

Несмотря на всю сложность процесса, дагеротипия довольно быстро обрела популярность по всему миру — во многом благодаря тому, что в 1839 году правительство Франции приобрело у Дагера права на технологию, а затем передало ее в общественное достояние.

Однако уже в середине XIX века на смену дагеротипии пришли более совершенные фотопроцессы, а сейчас эту технологии изредка используют фотохудожники — в 2009 и 2013 годах выставки современных дагеротипов прошли во Франции и США соответственно.

Цианотипия

В 1842 году английский физик и астроном Джон Гершель изобрел сравнительно простой способ переносить изображение на различные поверхности, не требовавший применения серебра. Смешав раствор лимонноаммиачного коричневого железа (Fe(NH4)3(C6H5O7)2) и железосинеродистого калия (K3[Fe(CN)6]), Гершель получил светочувствительный состав.

Если на пропитанную этой смесью ткань или бумагу положить изображение или какой-то предмет, затем прижать, подержать на ярком солнце или под светом ультрафиолетовой лампы, а потом промыть водой, то на поверхности проступит изображение-негатив на насыщенно синем фоне. 

Для адептов фотоискусства: 5 исторических технологий фиксации изображения при помощи серебра, стекла и платины
Источник:
Vetre Antanaviciute-Meskauskiene / Alamy via Legion Media

Этот метод фотопечати можно применять в домашних условиях, приготовив раствор самостоятельно. Раньше цианотипией активно пользовались для снятия копий с чертежей или сохранения изображений различных растений. Последний вариант цианотипии популярен и в наши дни.

Пример использования цианотипии на ткани в полевых условиях

Амбротипия 

Название этого фотопроцесса, созданного в начале 1850-х британским фотографом и скульптором Фредериком Арчером, дословно переводится с древнегреческого как «бессмертный отпечаток», хотя имя ему дал в свою честь оформивший патент в 1854 году американский фотограф Джеймс Амброз Каттинг.

Для адептов фотоискусства: 5 исторических технологий фиксации изображения при помощи серебра, стекла и платины
Семейный портрет-амбротип, Великобритания, 1860-е
Источник:
CMA/BOT / Alamy via Legion Media

Амбротипия и родственные ей фотопроцессы пришли на смену более сложной и дорогой дагеротипии. Эта технология позволяет сохранять изображения не на серебряных, а на стеклянных пластинах. Для этого непосредственно перед съемкой их нужно сперва обработать раствором йодистого калия в коллодии (растворенная в смеси эфира и спирта динитроцеллюлоза), а затем подержать в растворе нитрата серебра.

Проявлять амбротипы требуется в растворе железного купороса, который смывается водой. Напоследок изображение фиксируется при помощи тиосульфата натрия. Для сохранности изображения пластину покрывали лаком или еще одним стеклом, а на ее заднюю поверхность нередко наносили черную краску.

Для адептов фотоискусства: 5 исторических технологий фиксации изображения при помощи серебра, стекла и платины
Предварительная обработка стеклянной фотопластины. В истории фотографии амбротипию сменила ферротипия, позволявшая создавать четкие изображения на пластинках из тонкой стали
Источник:
Federico Magonio / Alamy via Legion Media

Сегодня амбротипия пользуется популярностью среди фотографов, снимающих портреты. Амбротипы, создающиеся в единственном экземпляре, отличаются «сиянием» кожи и глаз и выглядят как ретрофотографии.

Создание амбротипа в современной фотостудии

Платиновая печать

Платина в наши дни является одним из самых дорогих металлов в мире, но еще 150 лет назад дела обстояли иначе. О светочувствительных свойствах соединений платины химики узнали еще в начале XIX века, но на создание технологии платинотипии ушло несколько десятилетий — она была запатентована в 1873 году британским изобретателем Уильямом Уиллисом.

Для адептов фотоискусства: 5 исторических технологий фиксации изображения при помощи серебра, стекла и платины
«Возвращение домой с болот». Британский платинотип 1886 года
Источник:
Wikimedia Commons

Для получения платинотипа требуется бумага, покрытая эмульсией из смеси оксалата железа и хлороплатината калия. Затем на нее помещается негатив изображения, который под воздействием солнечного света или под ультрафиолетовой лампой «отпечатывается» на бумаге и полностью проявляется под воздействием оксалата свинца. В качестве фиксатора изображения ранее применялся слабый раствор соляной кислоты, а позднее его сменили другие составы (сейчас в этом качестве используется раствор ЭДТА и гидросульфита натрия).

Снимки на такой бумаге получались матовыми и выглядели настолько живыми, что платинотипия быстро распространилась среди фотохудожников. Кроме того, такие фотографии отличались долговечностью и не сворачивались с годами. С появлением альтернативных технологий и ростом стоимости платины этот фотопроцесс стал из массового элитарным.

Для адептов фотоискусства: 5 исторических технологий фиксации изображения при помощи серебра, стекла и платины
Еще один платинотип 1886 года. Развитием платинотипии стала палладиотипия, в которой платину заменяет или дополняет более доступный палладий
Источник:
piemags via Legion Media

Сегодня фотографы вручную применяют платинотипию по тем же причинам, что и раньше — она обеспечивает широкий тональный диапазон и позволяет создавать изображения на стыке фотографии и живописи. При этом разные пропорции реактивов влияют на контрастность и обеспечивают более «холодную» или «теплую» картинку.

Масляная фотопечать

Этот фотопроцесс также возник как попытка приблизить жанр фотографии к высокому искусству живописи — это направление получило название пикториальная фотография. Первые эксперименты с масляной фотопечатью относятся к 1850-м годам, но популярность она обрела на рубеже XIX–XX вв.

Для адептов фотоискусства: 5 исторических технологий фиксации изображения при помощи серебра, стекла и платины
Снимок, созданный при помощи масляной фотопечати, 1920-е годы
Источник:
Jaroslav Balzar, Public domain, via Wikimedia Commons

Для получения изображения с помощью масляной фотопечати потребуется бумага покрытая светочувствительным слоем фотографического желатина с бихроматом калия или аммония. На нее, как и при платинотипии, помещается негатив изображения, а затем бумага с негативом выдерживается под ультрафиолетовой лампой или солнечными лучами. После этого бумагу промывают водой и покрывают масляной краской, получая в результате изображение в тонах использованной краски. Созданные таким образом фотографии напоминают полотна художников.

Сейчас масляную печать используют фотографы, которые стремятся добиться уникальности и художественности снимков в эпоху многотиражных цифровых фотографий.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения