Дикие мутанты спасут человечество от неурожая пшеницы

Новое открытие ученых может помочь в борьбе с серьезным заболеванием злаковых культур

25 марта 2022
Дикие мутанты спасут человечество от неурожая пшеницы
Aegilops Neglecta
STUDIO75 / Alamy

Малоизвестный вид растения эгилопс — Aegilops sharonensis — обладает генетической мутацией, которая делает растение устойчивым к стеблевой ржавчине. Эта «пшеничная проказа» на протяжении тысячи лет лишала аграриев урожая.

С помощью гена эгилопса ученые надеются получить ГМО-пшеницу, обладающую иммунитетом от самого злостного патогена.

Ранее генетический потенциал дикого родственника пшеницы, произрастающего в Израиле и на юге Ливана, был мало изучен. Однако сейчас ученым удалось расшифровать геном уникального растения и выделить «суперген» Sr62, который делает его неуязвимым перед всеми штаммами грибка стеблевой ржавчины.

— Это был трудный путь, который длился много лет, но теперь мы нашли этот ген, который обеспечивает устойчивость широкого спектра, — поделился автор исследования Юй Готай.

По данным исследователей, ржавчина снижает урожай пшеницы на 21% — около 420 миллиардов киловатт электроэнергии тратится впустую.

Ученые также продолжат работу по выявлению устойчивых генов и у других дикорастущих трав.