История современной авиации берет начало в 1903 году, когда в воздух поднялся самолет братьев Райт. Всего через несколько лет самолеты начали использовать для перевозки пассажиров, а затем развитие пассажирской авиации полностью изменило мир, сделав его намного меньше. «Вокруг света» вспоминает самые важные вехи в истории пассажирских авиаперевозок.

Первая коммерческая авиалиния

Фото №1 - Дальше, выше, быстрее: 5 вех в истории пассажирской авиации
Памятник летающей лодке Benoist в Сент-Питерсберге
Фото
James Schwabel / Alamy
Фото №2 - Дальше, выше, быстрее: 5 вех в истории пассажирской авиации
Тони Яннус в летающей лодке
Фото
City of St. Petersburg, Fla.

Первый коммерческий пассажирский авиарейс в истории состоялся 1 января 1914 года в американском штате Флорида. В тот день после торжественной церемонии, собравшей более 3000 человек, летающая лодка Benoist Model 14 совершила перелет из Сент-Питерсберга в Тампу. Пилотом этого самолета был Тони Яннус, а первым пассажиром стал бывший мэр Сент-Питерсберга Абрам Файл, который приобрел свой билет через аукцион, заплатив за него внушительные 400 долларов.

34-километровый перелет над разделяющим два города заливом прошел на высоте около 15 метров и занял 23 минуты, тогда как пароход преодолевал этот маршрут за два часа. Тот полет прошел не совсем гладко: из-за перебоев с двигателем Яннус совершил короткую посадку на полпути, а затем снова взлетел и добрался до Тампы, где самолет встречала большая толпа людей. В тот же день Яннус и Файл вернулись назад.

В течение четырех месяцев по этому маршруту было перевезено более 1200 пассажиров, которые платили по 5 долларов за билет. Вскоре спрос на перелеты между Тампой и Сент-Питерсбергом угас — последний полет по этому маршруту состоялся 27 апреля 1914 года.

Первый международный рейс

 История регулярного международного авиасообщения началась 25 августа 1919 года, когда самолет британской компании Air Transport and Travel вылетел из Лондона и совершил посадку в Париже. За штурвалом переделанного для перевозки двух пассажиров бомбардировщика De Havilland DH4A находился пилот Билл Лоуфорд, а первым и единственным пассажиром стал корреспондент газеты Evening Standard Джордж Стивенсон-Рис.

Фото №3 - Дальше, выше, быстрее: 5 вех в истории пассажирской авиации
Пассажирский самолет авиакомпании Air Transport and Travel
Фото
Topical Press Agency / Stringer via Getty Images

Перелет занял два с половиной часа. Вместе с первым пассажиром британский самолет доставил во Францию рябчиков для посольства Великобритании и сливки для одного парижского ресторана. После небольшого ланча Лоуфорд и Стивенсон-Рис отправились обратно в Лондон.

Первый рейс через Атлантику

Фото №4 - Дальше, выше, быстрее: 5 вех в истории пассажирской авиации
Летающая лодка Boeing 314 Clipper
Фото
Matteo Omied / Alamy

Следующей вехой в истории пассажирской авиации стал запуск регулярного трансатлантического сообщения. До самолетов пассажирские воздушные рейсы из Европы в США выполняли огромные дирижабли, но катастрофа немецкого «Гинденбурга» в 1937 году фактически поставила крест на развитии дирижаблей в качестве пассажирского транспорта.

В 1939 году компания Pan American Airways начала перевозить пассажиров через Атлантику на летающих лодках Boeing 314 Clipper. 28 июня состоялся первый рейс по маршруту Нью-Йорк — Марсель с промежуточными посадками на Азорских островах и в Лиссабоне. На борту самолета находились 22 пассажира и 11 членов экипажа, а весь перелет занял двое суток.

Фото №5 - Дальше, выше, быстрее: 5 вех в истории пассажирской авиации
Воссозданный интерьер пассажирского салона Boeing 314 Clipper
Фото
G.P.Essex / Alamy

8 июля того же года авиакомпания начала перевозить пассажиров на летающих лодках из Нью-Йорка в британский Саутгемптон с двумя промежуточными посадками для дозаправки в Канаде и одной в Ирландии. Этот перелет занимал чуть больше 24 часов. Для удобства пассажиров в салоне Boeing 314 Clipper были оборудованы спальные места.

Первый рейс реактивного пассажирского самолета

Наступившая после Второй мировой войны эпоха реактивной авиации сделала пассажирские перелеты намного быстрее и удобнее. Первым в мире реактивным авиалайнером стал британский самолет De Havilland DH.106 Comet 1, который впервые поднялся в воздух 27 июля 1949 года. 2 мая 1952 года самолет компании British Overseas Airways Corporation совершил первый пассажирский рейс по маршруту Лондон — Рим — Бейрут — Хартум — Энтеббе — Ливингстон — Йоханнесбург. На борту лайнера находились 36 пассажиров, а весь перелет занял почти сутки.

Фото №6 - Дальше, выше, быстрее: 5 вех в истории пассажирской авиации
De Havilland DH.106 Comet 1 вылетает из Лондона, 2 мая 1952 года
Фото
Getty Images

Этот лайнер потерпел катастрофу 10 января 1954 года во время полета из Сингапура в Лондон. Вскоре после вылета самолета из Рима, где он совершил последнюю промежуточную посадку, на борту произошла взрывная декомпрессия. Самолет разрушился в воздухе, все 35 пассажиров и членов экипажа погибли.

Сверхзвуковое фиаско

Фото №7 - Дальше, выше, быстрее: 5 вех в истории пассажирской авиации
«Конкорд» отправляется в первый пассажирский рейс, 1 января 1976 года
Фото
KEYSTONE Pictures USA via Legion Media

Создание военных сверхзвуковых самолетов положило начало работе над сверхзвуковыми гражданскими лайнерами. Справиться с этой задачей смогли авиаконструкторы в СССР и Европе, создавшие самолеты Ту-144 и британо-французский «Конкорд» (Concorde). Хотя советский самолет впервые поднялся в воздух немного раньше «Конкорда» (в конце 1968 года), именно европейский лайнер открыл эпоху сверхзвуковых авиаперевозок.

Фото №8 - Дальше, выше, быстрее: 5 вех в истории пассажирской авиации
Последний полет «Конкорда», 26 ноября 2003 года
Фото
Trevor pearson / Alamy

21 января 1976 года «Конкорды» совершили перелеты из Лондона в Бахрейн и из Парижа в Рио-де-Жанейро (через Дакар). Ту-144 начали использовать для пассажирских перевозок в 1977 году и прекратили всего через несколько месяцев. Судьба «Конкорда» оказалась более счастливой — эти сверхзвуковые самолеты использовались вплоть до 2003 года, но по многим причинам (в том числе из-за катастрофы 2000 года, унесшей жизни 113 человек) не смогли потеснить более медленные реактивные лайнеры.

Знаковым событием для пассажирской авиации в будущем может стать появление гиперзвуковых самолетов, которые позволят пересекать Атлантику примерно за час. Разработка нескольких подобных лайнеров пока находится на ранней стадии, и перспективы появления их коммерческих версий остаются туманными.