Цианид в новой роли: установлено, что смертельный яд мог быть источником жизни на Земле

Химики из США впервые показали, как цианид мог участвовать в зарождении жизни на планете

4 февраля 2022

Ученые из Научно-исследовательского института Скриппса (США) продемонстрировали, как этот быстродействующий яд вызывает метаболические реакции, в ходе которых образуются органические молекулы. Помимо лучшего понимания эволюции на Земле, это открытие позволит по-новому подойти и к поискам жизни на других планетах

«Когда мы ищем признаки жизни — будь то на ранней Земле или на других планетах, — мы основываем поиск на биохимии, о которой уже знаем. Тот факт, что те же самые метаболические реакции могут быть вызваны цианидом, показывает, что жизнь может быть очень разнообразной», — говорит Раманараянан Кришнамурти, доцент кафедры химии Scripps Research и ведущий автор новой статьи, опубликованной в журнале Nature Chemistry.

Многие годы считалось, что ряд металлов вызвали цикл химических реакций, называемый r-TCA, для зарождения жизни на поверхности Земли. Однако оставалась проблема: для цикла были необходимы либо сложные белки, либо чрезвычайно кислая и жаркая среда. Ни того ни другого не было 4 млрд лет назад на нашей планете.

Кришнамурти и его коллеги задались вопросом, может ли другая молекула вызывать те же реакции в умеренных условиях. Зная, что цианид был в атмосфере ранней Земли, они провели эксперимент в пробирке. Цианид действовал вместо белков и металлов, перемещая электроны, и помогая создавать органические молекулы из углекислого газа.

Цикл проходил при комнатной температуре, в широком диапазоне кислотности pH — в условиях, близких к тем, что, вероятно, были тогда на планете. Кроме того, это была более простая и стабильная версия цикла r-TCA.

«Было страшно, насколько это было просто», — говорит Кришнамурти. «Нам действительно не нужно было делать ничего особенного, мы смешали эти молекулы, подождали — и реакция произошла самопроизвольно. Это освобождает нас от необходимости говорить, что должны быть эти металлы и эти экстремальные условия. Возможна жизнь, которая развивается из химии на основе цианида.

Ученые объясняют, что по-прежнему невозможно безошибочно доказать, как все происходило миллиарды лет назад. Но открытие позволяет выдвинуть новую сильную гипотезу для лучшего понимания эволюции на Земле и поиска жизни на других планетах.