«Чума на оба ваши дома!»: в чем люди обвиняли солнечные затмения

Люди наблюдали затмения еще до появления письменности, придавая им мистическое и, чаще всего, недоброе значение

25 октября 2022

Солнечное затмение всегда считалось предвестником несчастий: так, в 585 г. до н. э. лидийцы и мидяне даже решили покончить с войной, чтобы не нарваться на еще большие неприятности из-за «рассерженных небес». Позже римский писатель Плиний Старший связал затмение в 59 г. н. э. с молниями, которые поразили сразу несколько городов.

Частичное солнечное затмение 25 октября 2022 года, Нидерланды
Remko de Waal/ANP/Sipa USA via Legion Media

Влиянием затмения объясняли даже трагические события, которые происходили спустя годы — как это было, например, в случае со смертью короля Генриха I в 1135 году (через два года после пугающего астрономического явления). Полное солнечное затмение 1652 года считали ответственным за Великую чуму в Лондоне и даже Великий лондонский пожар десять лет спустя.

В то же время еще около 500 г. до н. э. люди постепенно связывали затмения и с естественными причинами, говорит Тайлер Нордгрен, астроном и профессор физики в Редлендском университете.

Так, древнегреческий историк Геродот утверждал, что философ Фалес мог предсказать, когда произойдет полное солнечное затмение. А Аристотель, глядя на тень, которую Земля отбрасывала на Луну во время лунного затмения, говорил, что тень всегда была круглой — значит, наша планета должна быть сферой.

Одним из ученых, открытия которого ознаменовали переход от суеверий к науке, был Эдмунд Галлей. В 1715 году он опубликовал статью, в которой призывал людей не бояться затмения. Сделал он это после того, как известный математик в брошюре предупреждал, что затмение «предвещает уничтожение плодов, нехватку кукурузы, фруктов и чуму».

В своей ответной статье Галлей обратился к теории гравитации Исаака Ньютона для создания одной из первых карт траектории затмения и описал механизм затмения так, чтобы его могли понять читатели XVIII века:

Эдмунд Галлей

«Затмение Солнца происходит только от естественных причин; и есть не что иное, как прямое положение тела Луны между нашими глазами и Солнцем»

Паттерны для выживания

Ученые NASA, в свою очередь, отмечают: многие люди до сих пор верят, что затмение — предвестник чего-то очень плохого. Однако это — классический случай формирования предвзятого представления о причинах и следствиях.

Дело в том, что человеческий мозг ищет и запоминает паттерны, которые можно использовать в качестве инструкции для выживания. Полные солнечные затмения нечасто регистрируются в исторических записях, но они, как правило, фиксируются, когда совпадают с другими историческими событиями.

Иван Айвазовский. Солнечное затмение в Феодосии в 1851 году. 1876
Artmedia / Alamy via Legion Media

В частности, в ранних ассирийских записях 763 г. до н. э. затмение упоминается в том же отрывке, что и восстание в городе Ашур — это позволяет предположить, что древние люди связывали эти два явления в своем сознании.

По материалам Time и Nasa