Что будет, если выводить тараканов подслащенным ядом? История о том, как прусаки снова обхитрили людей

Живучие насекомые приспособились к ядам, изменив химию спаривания

30 марта 2023
Erik Karits / Alamy

Популярный способ избавиться от тараканов в доме — размещение по всем углам ловушек с инсектицидом, чей горький вкус замаскирован сахаром, — привел к неожиданным последствиям. У самок тараканов развилось отвращение к сладкому, и это удивительным образом сказалось на их личной жизни — теперь они спариваются лишь с определенным типом самцов, которые смогли удачно подстроиться под новые вкусы потенциальных партнерш. Такое открытие сделали энтомологи из Университета Северной Каролины, статья которых опубликована в журнале Proceedings of The Royal Society B.

Ученые занимаются изучением поведения, пожалуй, самого распространенного в человеческих домах вида тараканов — рыжего таракана или прусака (Blattella germanica). Самцы этого вида, когда ищут партнершу, готовят для нее «свадебный подарок» — сладкую на вкус жидкость, которая выделяется у них на спине. Когда самка взбирается на спину самца, чтобы полакомиться сладким угощением, самец сцепляет свои половые органы с половыми органами самки, и начинается процесс спаривания, который может продолжаться до полутора часов.

Однако человеческие попытки избавиться от тараканов в доме с помощью сладких ловушек привели к тому, что у части самок развилось отвращение к глюкозе, которая из-за изменений в сенсорной системе теперь кажется им горькой. Ученые еще 30 лет назад заметили, что самки начали отвергать «свадебные подарки» самцов и сбегать до того, как те успевают начать спаривание. Это происходит потому, что слюна самок превращает мальтозу в спинных выделениях самцов в глюкозу. Почувствовав горечь, самки немедленно сбегают.

Но, как показали результаты нового исследования, самцы смогли успешно адаптироваться к изменившимся вкусам самок. Как установили ученые, теперь самки спариваются только с самцами, которые также «ненавидят» глюкозу, как и они сами. При этом у таких самцов резко повысилась скорость, с которой они сцепляются с самкой: они успевают сделать это на секунду быстрее, чем прежде.

И исследователи выяснили, зачем это нужно. Оказалось, что в спинном «угощении» самцов, не любящих сладкое, содержится не мальтоза, а мальтотриоза — другой углевод, более устойчивый к действию слюнных ферментов самок. Мальтотриозе требуется пять минут, чтобы превратиться в глюкозу. К тому времени, как самка чувствует горечь, процесс спаривания уже в самом разгаре, и деваться ей некуда.

Вот так быстро и эффективно работают половой отбор и эволюция в условиях, когда речь идет о выживании вида, отмечают ученые.